Питер Рассел

Высшее сознание

или развитие сознания.

Сохранение чистоты учения

Занимаясь многими другими техниками медитации и системами саморазвития, может показаться, что польза и выгода от этих занятий, которую описывает учитель, не имеет никакого отношения к рядовому, обычному человеку. Поэтому ученик часто остается озадаченным и смущенным, если не потерявшим веру. Махариши всегда хочет убедиться, что его ученики получают информацию на соответствующем им уровне, то есть, что они ее понимают.

Его огромное желание сделать ТМ широко распространенной во всем мире неотделимо от главной его цели - сохранить учение в его чистоте. Он хочет быть уверенным, что настоящее возрождение этой традиции не искажается и не теряется с такой быстротой, как это было в прошлом. Возможно, что, в конце концов, и ее постигнет эта же судьба, но Махариши пытается, чтобы эти потери для ТМ происходили как можно медленнее. Все его лекции записываются на аудио и видео пленку, чтобы иметь полные и подлинные записи его техники обучения. Впервые в истории обучения ТМ, возможно, удастся сохранить методы преподавания в оригинале и тем самым поддерживать чистоту традиции достаточно долго. Но, прежде всего, нужно быть уверенным, что сами занимающиеся ТМ не извращают учение. Хотя ТМ проста, но она очень чувствительна и новичок может ненароком испортить или исказить технику прежде, чем овладеет ею полностью. Это неизбежно повлечет коррекцию извне или даже воздержание от применения техники, и в таком измененном виде она вряд ли принесет пользу. Для того чтобы этого избежать, Махариши всегда советует почаще "проверяться", особенно в первые месяцы занятий, и особо предостерегает от сочетания ТМ с какими-либо другими техниками. В этом нет никакой необходимости, так как другие практики сами по себе не представляют ценности, только техника ТМ совершенна до конца. Любая попытка добавить что-либо к ТМ неминуемо вызывает ненужные наслоения. Из моего личного опыта преподавания ТМ я обнаружил, что как только люди начинают жаловаться, что медитация перестала помогать, значит, они неосознанно изменили что-то по своему усмотрению. В действительности оказывалось, что они занимались чем-то другим, а не медитацией. Это означало, что не ТМ переставала работать, а измененная система медитирования оказывалась не эффективной.

Предостерегая от смешивания других практик с техникой ТМ, Махариши настаивает, чтобы теоретическая основа ТМ не смешивалась с другими философскими и метафизическими системами. И это не потому,