философия': "Знание - это функция существа. Когда есть изменение в бытии познающего, происходит соответствующие изменения в природе и количестве знания". Но, как он объясняет в своем более позднем эссе, современное образование отказывается принять возросшее внутреннее совершенствование как возможное и полезное. Оно настолько занято заполнением ума, что у него нет времени наблюдать за развитием сознания или решительным расширением ума. Чтобы сделать что-либо практически, был организован особенный университет - Международный Университет Махариши - МУМ (MIU). Его цель - развитие у студентов сознания одновременно с накоплением информации. Это достигается соединением изучения ТМ как составной части учебных программ. Студент МУМ проходит такие же академические курсы как в любом другом университете, дополнительно при этом изучая практику ТМ.
Девиз МУМ - "Знание структурировано в сознании". Он мог быть прямо взят из Хаксли, но на самом деле он исходит из Риг-Веды древней Индии. Использование слова "структура" в таком контексте слегка озадачивает, особенно англичан, которые используют это слово только как существительное. Грубо интерпретированное, мы можем понять это выражение так: что сознание - это есть средство, при помощи которого знание приобретает форму. Чтобы узнать что-либо вообще, человек вначале должен стать сознательным, его уровень сознания определяет глубину его знания. Несознательный человек не знает ничего; частично сознательный человек (в состоянии бодрствования) имеет частичное знание реальности; полностью сознательный человек, человек полностью осознающий свою собственную внутреннюю природу и внешний мир, обладает полным знанием реальности. Следовательно, чем выше уровень сознания, тем глубже уровень знания.
Объективное и субъективное знание
Когда мы говорим о знании или об истине, мы касаемся тех аспектов мира и нашего опыта, которые не меняются. Мы знаем, что есть истина, если преодолев всевозможные препятствия мы приходим к этому заключению. Опыт сам по себе - это не знание, потому что опыт состоит только из изменений: вся информация, поставляемая чувствами мозгу, связана с изменениями во внешнем мире. Процесс приобретения знаний есть, в сущности, процесс абстрагирования неменяющихся черт из нашего вечно меняющегося опыта. Если мы видим дерево, глаза постоянно реагируют на меняющиеся пятна коричневого и зеленого (меняющиеся, потому что глаз подвижен). Но изменения имеют определенный порядок: они имеют четко оформленные