богопочитания, чтобы истинная хвала вдохновляла пророков и праведников?
Может ли наше общение с ангелами способствовать единению всего творения? Какова роль ангелов в возвращении священного смысла искусству? Как нам с помощью ангелов вернуть священный смысл мирозданию?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ранние тексты Ветхого Завета редко упоминают об ангелах, потому что израильтяне, распространявшие единобожие среди политеистических народов, особенно заботились о том, чтобы искоренить прежние представления о духах и божественных посланниках. Ветхий Завет называет по имени лишь трех ангелов — Гавриила, Михаила и Рафаила, а книги пророков и вовсе почти никогда не упоминают об ангелах. В книгах, написанных позже, ангелы появляются чаще, особенно в апокалиптических текстах (например, в Книге пророка Даниила), где им отводится важная роль. К тому времени монотеизм столь прочно укрепился в сознании евреев, что им не приходило
в голову страшиться ангелов и поклоняться им. Но Израиль испытывал влияние и других традиций — таких, как персидская зороастрийская религия, особо почитавшая духов.
В Писании ангелы называются «посланниками», «сынами Божьими», «воинством небесным», «воинством Господним», «святыми».
Ангелов очень много в Новом Завете, особенно в рассказах о детстве Иисуса, о призвании Христа, и в Книге Откровения. Ангелы здесь — космические силы: под началом Иисуса они служат на благо людям. Павел упоминает девять чинов ангелов или небесных духов, но, прежде всего, подчеркивает власть Христа над ангелами и всеми духовными существами. С недоверием космическим силам покончено. Вселенная всецело благоволит нам. Злые духи посрамлены силой любви Христовой.
В Книге Откровения ангелам отводится несколько ролей. Они славят Бога, посылают откровения пророкам, помогают управлять миром, исполняют божественные повеления и оберегают семь церквей в Азии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 "Angels Among Us". Time.27.12.1993.
2 Summa Theologiae (ST).g.63.
3 Гешель, Авраам Иегошуа (1907-1972) - еврейский религиозный философ, писатель и богослов.
4 Мэтью Фокс. "Чистая радость: Беседы с Фомой Аквинским о духовности Творения"
1992.,стр.161
5 Подробнее см.: Руперт Шелдрейк. «Новая наука жизни: Гипотеза формообразующей причинности» (Rupert Sheldrake. A New Science of Life: The Hypothesis of Formative Causation. Tarcher: Los Angeles, 1982); Руперт Шелдрейк. «Присутствие прошлого: Морфологический резонанс и привычки природы» (Rupert Sheldrake. The Presence of the Past: Morphic Resonance and the Habits of Nature. Times Books: New York,