мы упускаем из виду кое-что очень важное. Альтернативным мог бы стать взгляд с точки зрения интереса. Хорошо известно, что с каждым годом интерес ученика к школе уменьшается. Что это означает? Действительно ли школа становится менее интересной? Неужели внешкольные занятия намного интереснее, чем школьные? Может, учителя делают обучение более скучным? Есть множество свидетельств тому, что именно в том, что касается интереса, терпят неудачу некоторые учителя, а вместе с ними и некоторые ученики.
Давайте рассмотрим несколько примеров диалогов в классной комнате, предложенных Ричардом Хоганом /40/. Решите для себя, кто из учителей актуализирует интересы учащихся, а кто манипулирует и контролирует ими:
Тед. Где живет больше муравьев - внутри или снаружи?
Учитель А. Я их об этом не спрашивал. Давайте вернемся к уроку.
Учитель Б. Я действительно не знаю. Почему бы тебе не понаблюдать за ними, чтобы выяснить это?
Студент университета Я не знаю, на какую тему лучше написать реферат по этому курсу - "Школы и несовершеннолетние преступники" или "Умственное развитие преступников"?
Профессор А. Обе темы соответствуют требованиям. Я правильно понял, что у вас возникли проблемы с выбором?
Профессор Б. Мне бы хотелось, чтобы вы писали на тему "Умственное развитие преступников".
Мэри. Я хочу приделать эту аппликацию к юбке моей младшей сестры.
Учитель А. Попробуй узнать, сможешь ли ты заняться шитьем на уроке труда.
Учитель Б. У нас урок рисования, а не шитья.
Дэн. Мистер И., почему не все имеют такую гибкость, как акробаты?
Учитель А. Мы поговорим об этом завтра, а сегодня мы изучаем мышцы.
Учитель Б. Почему ты спрашиваешь об этом?
Марджори. Наша кошка выгибает спину и шипит, когда кто-нибудь подходит к ее котятам.
Учитель А. Сейчас нас не интересует, как кошки защищают свое потомство. Мы говорим о защитной окраске насекомых и птиц.
Учитель Б. Вы можете проследить связь между защитой насекомых с помощью окраски и защитой кошек с помощью когтей.
В каждом диалоге на вопрос ученика отвечают два учителя, и везде мы видим, что актуализирующий ответ - это тот, который определяет и следует за значимым интересом, даже если они на первый взгляд не связаны с изучаемым предметом. К манипулятивным ответам относятся те, в которых детям сообщается, что их интересы незначимы или даже глупы. Мы знаем, что не так уж легко изменить традиционные школьные отношения, но, по-видимому, актуализирующие комментарии смогут сократить невероятное количество манипуляций, обеспечив