что актуализирующийся человек принимает свою внутреннюю биполярность, тогда как манипулятор проецирует и обвиняет других. Давайте в качестве примера рассмотрим диалог между студентом и терапевтом.
Студент. Я чертовски зол на своего отца за то, что он все время требует, чтобы я не бросал колледж.
Терапевт. Давайте представим, что ваш отец сидит вон там. Скажите теперь, что бы он ответил.
Студент. Отец говорит: "У тебя никогда не будет приличной работы, если ты бросишь колледж".
Терапевт. А что отвечаете вы?
Студент. В любом случае я пойду в армию. Так почему же мне не повеселиться до этого?
Терапевт. Что говорит отец?
Студент. "Ты не знаешь, когда ты уйдешь в армию. Ты можешь максимально использовать оставшееся время, чтобы учиться".
Терапевт. А вы что говорите?
Студент. Ты хочешь, чтобы я всегда работал, и никогда не позволяешь мне расслабиться.
Терапевт. Что отвечает отец?
Студент. "Я хочу, чтобы ты работал, чтобы у тебя была возможность веселиться".
Терапевт. Кто на самом деле говорит это?
Студент. ... О, черт возьми! (Студент вдруг осознает, что спроецированный здесь отец, - это на самом деле его собственное внутреннее чувство консерватизма.)
Роль религии
Логика изложения требует здесь обращения к теме места религии в формировании человеческого поведения /30/. Религия, которая делает акцент на том, что человек не может доверять своей натуре, - это манипулятивная религия. Если он не может верить в себя, то ему требуется какая-то внешняя религиозная система. В актуализирующей же религии акцент делается на том, что царство Божье находится внутри нас, что вера в собственную природу - это высшая форма религии, так как мы верим в творение Божье. В первом случае задача религии - уподобить человека беспомощному ребенку, не способному обходиться без посторонней помощи - помощи церковных служителей. Задача актуализирующей религии - поощрение саморегуляции и саморазвития. Таким образом, внешняя религия постепенно перерождается во внутреннюю. Так, в актуализирующем священнике человеку, вставшему на путь актуализации, видится не столько судья и ответчик, сколько духовный наставник, разделяющий страдания своего прихожанина и растущий вместе с ним. Он консультант, а не Младший бог!
В заключение приведем послание поэта, обладателя интроспективного склада ума /31/:
В моем земном дворце толпа:
Смиренный есть и гордый есть,
И тот, кто о грехах скорбя,
Сердечной боли терпит весть.
И нераскаявшийся плут
С ухмылкой злобною сидит.
И любящий соседей