свет, принося с собой что-то новое, что-то такое, чего никогда не существовало раньше, что-то оригинальное совершенно уникальное. И каждый человек должен... знать и принимать во внимание, что он уникален в этом мире, что уникален его особенный характер и что на этом свете никогда не было и не будет никого, кто был бы таким же, как он, потому что если уже существовал кто-то, похожий на него, то в нем самом не было бы необходимости. Каждый отдельно взятый человек есть вещь совершенно новая в этом мире и призван реализовывать в нем свою индивидуальность... Первоочередной долг каждого человека состоит в актуализации своей уникальности, своих беспрецедентных и бесконечных возможностей, но никак не в повторении того, что уже было кем-то, пусть даже самым великим человеком, достигнуто" /6/.
Бубер описал различие между манипулятивными и актуализирующими взаимоотношениями как разницу между "я-оно" и "я-ты" отношениями. Забегая вперед, скажу, что манипулятивные взаимоотношения двух людей являются отношениями в системе "оно-оно", а актуализирующие отношения - отношениями в системе "ты-ты". Эта разница очень важна для нас, так как предполагает, что человек, относящийся к другому как к "оно", сам становится "оно", а человек, видящий в другом "ты", превращается в "ты".
Истинное понимание между двумя людьми происходит благодаря их самовыражению: каждый выражает свои желания или потребности вместо того, чтобы требовать; предпочтения вместо того, чтобы приказывать; одобрение вместо того, чтобы терпеливо пережидать. Каждый из них, если потребуется, готов сознательно пожертвовать чем-либо ради интересов другого, а не изображать смирение. Такие отношения можно назвать близостью и противопоставить их отношениям дистанцированности.
Так, актуализатор может быть назван человеком, воспринимающим себя и другого как "ты", то есть в качестве человеческого существа, обладающего безусловной ценностью, в противовес восприятию себя и другого как "оно", или в качестве "вещи", что характерно манипулятору.
Человек обладает многими актуализируемыми возможностями, некоторые из которых он ценит больше остальных. Но чем более мы становимся способными признать все актуализирующиеся аспекты, или стороны, себя, тем более полно актуализирующимися людьми мы становимся. И наоборот, чем больше малоценных сторон собственной личности мы для себя открываем, тем сильнее начинаем чувствовать как "оно"; в этом случае мы не можем не быть манипуляторами и воспринимаем других как "оно", или как