моя мать была тогда очень сентиментальной.
Терапевт. Мне кажется, твоя мать вела себя как сука!
Пациент. Я надеюсь, вы будете сегодня добры со мной.
Терапевт. Вы делаете сейчас со мной то, что делаете со своей семьей, - пытаетесь меня обольстить.
4. Чувствование. Терапевт обеспечивает пациенту обстановку, в которой тот может свободно переживать чувства, не боясь этим разрушить установившихся между ними взаимоотношений. Чувства занимают очень важное место в жизни, и манипулятор в этом смысле неполноценен. Поэтому терапевт учит пациента испытывать свои чувства более полно.
В этой сфере особенно впечатлительна работа Карла Роджерса. Он выстраивал психологически безопасные взаимоотношения с помощью отношений принятия и вседозволенности /51/.
Приведу примеры того, как поощряется выражение чувств в терапевтических отношениях.
Терапевт подает пациенту пачку носовых платков (демонстрируя, таким образом, что принимает намерение пациента выплакаться).
Пациент. Черт возьми! Сегодня все не так.
Терапевт. Вы сегодня рассержены (показывая, что он принимает его чувства).
Пациент. Слушайте, она действительно довела меня.
Терапевт. Вы расстроились, когда услышали это от нее.
Пациент. Но когда она пригласила меня на ужин, я передумал.
Терапевт. Я догадываюсь, какие теплые чувства к ней вы тогда испытали.
Пациент (сидит молча, глаза влажные, но ничего не говорит).
Терапевт. Это так обидно. Трудно об этом говорить.
5. Межличностный анализ. Терапевт анализирует то, как пациент воспринимает или манипулирует терапевтическими отношениями в жизни. Межличностный анализ - это методика анализа тех игр, которые люди- манипуляторы ведут друг с другом.
То, что концепция межличностных отношений - это наиважнейшая сфера терапевтической работы, прекрасно показано в работе Гарри Стэка Салливана /52/.
Новый подход к межличностному анализу можно найти в работах Берна и Перлза /53/, которые отмечают, что терапия помогает пациенту понять, как он неверно истолковывает терапевта и манипулирует им различными способами. Например, пассивный пациент может разыгрывать из себя "беспомощного" и не желать думать самостоятельно, стремясь, чтобы терапевт взял на себя роль "мамы". А активный манипулятор может занять роль "авторитета" и пытаться, таким образом, всячески подавлять терапевта. Считается, что все игры, которые пациент демонстрирует во время терапии, он использует и в жизни во взаимоотношениях с другими людьми.
Вот примеры того, как терапевт описывает манипулятора