или иное благовестие, которого не принимали,— то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (ср.: 2 Кор. 11, 2–5).
173 Cм.: Septuagint with Apokrypha: Greek and English. London, 1851. Р. 739.
174 См.: Юнгеров П. Псалтирь в русском переводе с греческого текста 70-ти. Троице-Сергиева Лавра, 1997. С. 106.
175 Свт. Афанасий Великий. Толкование на псалмы // Творения: В 4 т. Т. 4. М., 1903. С. 239.
176 Митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви: В 7 кн. Кн. 4. Ч. 2. М., 1996. С. 151.
177 Лавров А. С. Колдовство и религия в России. С. 76–77.
178178 Тут есть повод признать, что есть своя правда в известной формуле Макса Вебера, согласно которой «простецы» прибегают к религии для избавления от внешних тягот, а «интеллектуалы» — для решения своих внутренних проблем.
179 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. С. 159.
180 Цит. по: Успенский Ф. И. История Византийской империи. XI–XV века. М., 1997. С. 581–582. От себя историк добавляет: «Греческое крестьянство большей частью перешло в ислам» (Там же. С. 558). Замечу, речь идет о событиях XIV века — до окончательного падения Византии оставалось еще столетие.
181 Сщмч. Киприан Карфагенский. Письмо 58. К Квинту о крещении еретиков // Отцы и учители Церкви III века: Антология: В 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 367.
182 См.: 1 Кор. 1, 23.— Ред.
183 Ведь какую-то часть этого трехтысячного тиража разбирают Украина, Белоруссия, Молдова… Что-то раскупают миряне.
184 Глубоковский Н. Вера и богословие. Юбилейное исповедание // Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888–1932 / Сост. М. Склярова. СПб., 1994. С. 94.
185 Еп. Антоний (Храповицкий). В защиту наших академий // Полное собрание сочинений: В 3 т. Т. 3. Казань, 1900. С. 452.
186 Архиеп. Иларион (Троицкий). Богословие и свобода Церкви // Архиеп. Иларион (Троицкий). Без Церкви нет спасения. М., 1998. С. 308.
187 Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. С. 502–505. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. С. 502–505.
188 Архим. Иоанн (Шаховской). Близок час // Церковно-исторический вестник. 1998, № 1. С. 81–82.
189 «В кругу переученных усиливается мнение, что совсем и бесов нет» (Прп. Амвросий Оптинский. Собрание писем к мирским особам: В 3 ч. Ч. 1. Сергиев Посад, 1906. С. 211).
190 Сент-Экзюпери А., де. Сочинения. М., 1964. С. 403.
191 На одном из «круглых столов», посвященных выработке «новой национальной идеологии