Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. С. 287.
28 Ли Г. История инквизиции в Средние века: В 2 т. Т. 2. СПб., 1912. С. 489.
29 Орлов М. Н. История сношений человека с диаволом // Амфитеатров А. В. Диавол. Орлов М. Н. История сношений человека с диаволом. СПб., 1992. С. 613.
30 Мейкок А. История инквизиции. М., 2002. С. 194–196.
31 Лотман Ю. М. Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Т. 42. 1983, № 3, май-июнь. С. 269.
32 Muchemblet R. Culture populaire et culture des еlites dans la France moderne (XVe – XVIIIe siеcles). Paris, 1978. Р. 288.
33 Мелиоранский Б. М. Из лекций... Вып. 1. С. 90.
34 Государственные (а не церковные) законы империи (XI век) предписывали следующее: «Колдуны и знахари, которые к вреду людей обращаются к демонам, подлежат казни мечом» (Эклога 17, 43).
35 Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003. С. 84–85 и 99.
36 Монтер У. Ритуал, миф и магия... С. 90–91 и 94.
37 Там же. С. 95.
38 Плавский З. Испанская инквизиция: палачи и жертвы. СПб., 2000. С. 58.
39 Ли Г. История инквизиции в Средние века. Т. 2. С. 528.
40 Орлов М. Н. История сношений человека с диаволом. С. 656–657. Примеры подобных епитимий см.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. Т. 3. М., 1995. С. 295–296.
41 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. С. 296.
42 Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700–1740 гг. М., 2000. С. 368–369.
43 См.: Лавров А. С. Колдовство и религия в России... С. 365.
44 Золотов О. Инквизитор из Можайска // Труд. 2003, 27 марта.
45 Николаева И. Как распознать ведьму? // Аргументы и факты. 2003, 23 марта.
46 http://www.religare.ru/article5678.htm.
47 Шапошникова Л. В. Подвижничество диакона Кураева // Защитим имя и наследие Рерихов: В 2 т. Т. 1: Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001. С. 345 и 405.
48 При ответе на этот вопрос стоит обратить внимание на апологию магии у Вергилия (Буколики. 8, 62–108).
49 Даже рериховский ученик А. Клизовский считал, что «заслуга инквизиции заключалась в том, что, сжегши на кострах около десяти миллионов ведьм и колдунов, она удержала многие миллионы от повального увлечения черной магией, от ночных оргий в честь сатаны» (цит. по: Рерих Е. И. Письма. Т. 2: 1934. М., 2000. С. 279). Рерих, конечно, не согласна. А цифра Клизовского, конечно, невероятно преувеличена.
50 Интересно, что в России нормы преследований колдунов определялись не церковным правом («Духовным регламентом»), а военным («Артикулом воинским»,