поворотом, говорят, такие огромные бревна поперек лежат — не перелезешь!
Я заверяю его, что еще сегодня утром прошел по всему пути и никаких непреодолимых завалов не встретил. Он настаивает:
— Да нет же, вот смотри, видишь — бревно лежит, огромное — не переступишь. Я даже вижу, что на нем написано: «Дарвинизм». Дарвин доказал, что мы от обезьяны произошли... А в церковь обезьянам нельзя!
Я в ответ:
— Пойдем, милый мой, что ты испугался? Подойдем к этому бревну поближе.
Подходим. Я его только коснулся — бревно развалилось.
— Идем дальше?
— Нет, не пойду.
— Почему не пойдешь?
— А вот там еще бревно... На нем Глеб Якунин написал, что вы все гэбисты.
— Что ж, давай и к этому бревну подойдем ближе, посмотрим... Видишь, бревнышко стало короче.
Спокойно обошли его, пошли дальше. Через пару шагов опять «тпру!»:
— Нет, не пойду дальше!
— Почему?
— А вот «Московский комсомолец» пишет, что вы все гомосексуалисты.
— Слушай, ну что про всех говорить? У нас, между прочим, 90 процентов духовенства — семейные, женатые люди. Да и монахов не стоит всех одним дерьмом мазать...
Вот так, бревнышко за бревнышком, разбирать и идти вперед — в этом задача миссионера. На этом пути миссионер должен помочь человеку остаться один на один с его собственной совестью. Пояснить: «Пойми: не твой разум, не твои дипломы мешают тебе пойти в Церковь, а что-то совсем другое. Подумай сам: может быть, ты в Церковь не идешь просто потому, что боишься жить по совести? Может быть, ты не хочешь жить в чистоте? Может быть, ты заповедей наших боишься? Не догм — а заповедей?..».
Помочь человеку познать правду о себе — тоже задача миссионера.
А вот дальше — я уже бессилен. Дальше — это уже тайна совести человека и тайна Божиего Промысла. Мое дело — дать человеку некоторое представление о Православии. А уж когда его душа откликнется — не в моей власти эти времена и сроки. Может, не сейчас, может, через двадцать лет. А может, лишь когда он полезет в петлю, то лишь тогда вспомнит: «Подожди, ведь была же возможность жить иначе, открывалась дверка, туда, в мир Церкви, а я не вошел. А может быть, все-таки попробовать? Отложить эту петлю до завтра, а сейчас — в храм идти?».
Дело миссионера — бросить семя. А когда оно взойдет — дело Господина жатвы.
— Как Вы думаете, почему миссионеру иногда не удается достучаться до сердец? Есть ли, вообще, некая «техника миссионерской безопасности»?
— Давайте обойдемся без техники. У нас нет технологии обращения. Человек приходит сам.