которых он должен навестить...
— Кого из ныне живущих Вы могли бы назвать крупным православным мыслителем?
— Совсем недавно еще был с нами митрополит Антоний Сурожский, хотя и жил он в стране Честертона и Толкиена. В России мы можем радоваться тому, что продолжается активная творческая деятельность Сергея Сергеевича Хоружего. Традиция православной мысли не прервалась, не прервалась даже в такой своей поразительной черте, как то, что в России наиболее яркие имена церковных проповедников и защитников — вне официальных церковных институций и учреждений. Начиная от Гоголя и Хомякова через Достоевского, Трубецкого, Бердяева, Лосева, Бахтина, Карсавина, Лосского, русская христианская мысль осуществляла себя не столько в духовных академиях, сколько в мирянах,— то есть не столько в людях, мобилизованных Церковью, сколько в добровольцах. В других православных странах феномена светской христианской мысли не было и нет до сих пор. Подобный феномен можно встретить только во французской культуре, когда появились светские люди, которые защищали христианство перед лицом господствующих агрессивных светских идеологий: Безансон, Экзюпери, Марсель, Мориак, Мунье. И у англичан — к названным мною именам можно добавить еще Клайва Льюиса и Чарлза Вильямса.
— Ваше отношение к Владимиру Соловьеву?
— В целом — очень симпатичное и хорошее. Это один из очень редких философов в России. Не журналистов типа Бердяева, а людей, которые действительно показывают, как они думают, именно логически проводят некую мысль от А до Я. Это прекрасная школа техники философской и научной мысли.
Но его труды, посвященные воссоединению Православия и католичества, написаны слишком энтузиастически. Да и его «София» — дама не из моего романа.
— Чем Вы обычно заканчиваете свои беседы?
— Самый мой любимый и самый простой призыв — помнить, что, входя в храм, надо снимать шляпу, а не голову. Голова может еще пригодиться.
Как говорить с молодыми
«Господь Сам приведет»? — В защиту непростоты.— Как остаться в Церкви? — Почему не любят миссионеров? — О языке церковно-китайском.— Искушения миссионера.— О сказках.— С чего начать изучение богословия? — Святыня в грязи — всегда ли плохо? — О Православии для китайцев.— О церковных бабушках
— Как объяснять неверующим одноклассникам, почему мы ходим в церковь?
— Когда меня начинают спрашивать: «Где твой Бог, кто вашего Бога видел?» и так далее, я говорю:
— Так, ребятки, быстро внимательно посмотрели на меня.