Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

недостаточна. Например: могу ли я считать достаточным для наших дней критерий различения религиозной лжи от евангельской истины, предложенный апостолом Иоанном: “всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога”? Секта Аум Синрике, например, признавала (в отличие от тех древних еретиков-докетов, с которыми полемизировал ап. Иоанн), что у Христа была человеческая плоть, что Он не просто казался человеком, но и действительно был им. Достаточно ли этого, чтобы признать Аум Синрике истинно христианским движением?

Писание само предупреждает о своей собственной недостаточности: "никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою" (2 Петр. 1,20). Если бы Писание было понятно само — Павлу не пришлось бы его весьма изощренно толковать. Без его помощи — понятно ли было бы, что значит история с двумя женами Авраама (Гал. 4, 21-31)? Буквы мало — нужен Дух.

Для протестантов "Писание - это документ, образующий основу, составляющий сокровенную жизнь церкви" (Карл Барт)14. В православном опыте "сокровенную жизнь церкви" составляет не то Слово, которое воплотилось в слова Писания, но то Слово, что стало плотью - и продолжает пребывать во плоти евхаристииqq. Христос Писания и Литургии, конечно, един. Но чень важно помнить, что все же не только посредством книг Спаситель пожелал входжитьв жизнь людей. Слова Христа "Я с вами во все дни" можно ли понимать столь узко, чтобы видеть в них обещание типа "книги обо Мне будут с вами во все дни и они будут напоминать вам обо Мне"? По слову ап. Павла, “Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3,11). Основание Церкви и христианской жизни - Христос, а не Библия. Но в баптистском учебнике догматики: “Священное Писание достаточно для полноты духовной жизни человека”15. Мне всегда казалось, что для полноты духовной жизни нужен сам Бог, а не слово о Нем. Или, например, говорит адвентистская книжка: “Служение учения церкви не имеет права основываться ни на чем ином, кроме как на Библии”16. Но разве не мёртво слово, которое зиждется не на живом сердечном опыте, а на цитатах?

Писание - лишь одно из тех наследий, что переданы нам Христом. Библия - это правило, канон богомыслия. Правила нельзя нарушать. Но нельзя всю жизнь посвятить лишь повторению правил. Не было бы Бунина и Есенина, если бы они всю жизнь только повторяли орфографическое правило: "жи" и "ши" пиши через "и". Любой специалист знает набор аксиом (канонов) в своей области. Но он именно