прот. Георгия Флоровского: “Апостольское Предание, как оно хранилось и понималось в Древней Церкви, не было скреплено сводом сложных и обязывающих предложений (то есть не принимало вид логической структуры, текста), оно было, скорее видением смысла и силы события Откровения, Откровения о Боге, Который действовал и действует” (прот. Георгий Флоровский. Писание и Предание с православной точки зрения. // Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата, 1964, № 45, С. 60). И все же мне представляется, что Предание - онтологическая, а не герменевтическая реальность. Точнее — это та онтологическая перемена, которая делает возможной герменевтику, адекватную Писанию.
kkkkkkkkkk Об этой, т. н. “юридической теории спасения” у протестантов см. в главе “Христос-Спаситель: взгляд с Востока и с Запада”.
llllllllll «Крещает не Дамасий, не Петр и не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать божественные блага - это твой дар, Господи» (святитель Амвросий Медиоланский. Цит. по: Биффи Дж.. Я верую. Рим,1985 с 87). Вот как соотношение священического действия и Божьего на Литургии переживает православный исповедник ХХ века (уже в лагере вспоминающий о минутах, проведенных перед Престолом): “Возврат к алтарю кажется теперь не только неосуществимым, но просто запредельным. “Несмь достоин” - вот главное сознание священника. И кажется, подобно Давиду, не посмел бы теперь даже прикоснуться к святыне, а только издали целовал бы землю, откуда открывается страна святыни... Господи! Так тоскует душа о Литургии” (священник Анатолий Жураковский. Материалы к житию. - Париж, 1984. С. 127 и 150).
mmmmmmmmmm С радостью могу заметить, что в серьезной протестантской литературе уже начинают понимать эту особенность Православия и вполне позитивно реагировать на нее. Вот, например, протестантский текст, носящий следы знакомства с православием вследствие экуменических собеседований: “В восточных церквах именно Воскресение Христа рассматривается как спасительное Божье дело par excellence. На Мельбурнской конференции (1980 г.) IV секция первоначально получила название “Распятый Христос бросает вызов человеческой власти и силе”. Однако православные участники подвергли такую формулировку критике. В результате тема была переформулирована и стала звучать так: “Христос - Распятый и Воскресший - бросает вызов человеческой силе и власти”. Вмешательство православных участников было вполне уместным. Смерть