Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

Я предложил ему написать прошение на имя Патриарха: “Прошу более не считать меня православным христианином”. Он отказался, сказав, что это было бы слишком легко, что нужно что-то реально сделать, чтобы смыть с себя следы крещения… Так я получил прямое подтверждение действенности православных таинств (причем самого оспариваемого из них — детского крещения) со стороны противоборствующей силы.

www Религиозное чувство римлян, писал А. Ф. Лосев, “очень осторожное, малодоверчивое. Римлянин не столько верит, сколько не доверяет. Настроение и душевное состояние вообще играли малозначительную роль в этой религии. Надо было выполнить форму культа — и бог не мог не оказать помощи, он юридически обязан был помочь” (Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II веков. — М., 1979, сс. 35-37).

xxx Тот самый закон, который хотел возродить “первый президент СССР”, инициировав принятие акта “О защите чести и достоинства Президента”.

yyy Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. — СПб., 1994, с. 256.

zzz У основоположника западной богословской школы блаженного Августина логика юридического мировоззрения обнажена предельно ясно: “Древо доброе, но не касайся его. Почему? потому что я Господь, а ты раб: вот вся причина” (цит. по: митр. Макарий. Православно-догматическое богословие. — СПб., 1868, т. 1, с. 476). Францисканец Данте аналогично понимает смысл первого греха: “Знай, сын мой, не вкушение от древа, а нарушенье воли Божества я искупал и искупала Ева”, — говорит Адам (Божественная Комедия. Рай, 26,115). Русский перевод А. Эфроса, впрочем, богословски некорректен. У Данте нет “искупления”, но стоит esilio, изгнание. Для православного же богословия здесь очень важна тема о том, что из себя представлял сам плод с древа познания (см. об этом главу “Человек и змей” в моей книге “Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии”. — М., 1997).

aaaa Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию, сс. 207, 208.

bbbb В начале было Слово, сс. 125-126, 322.

cccc Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. — М., 1993, с. 11.

dddd Экман У. Доктрины. Основы христианского вероучения. — М., 1996, сс. 168, 192, 182.

eeee Бюне В. Игра с огнем. — Bielefeld, 1992, с.209.

ffff Тиссен Г. К. Указ. соч., с. 265.

gggg Экман У. Доктрины, с. 179.

hhhh Экман У. Указ. соч., с. 194. В тексте буквально написано — “защитывается”. На такие ошибки можно было бы не обращать внимания, если бы не претензии Экмана и его русских издателей на то, что их секта обладает апостольским даром Пятидесятницы, даром “говорения на языках”. Этот дар, однако,