что там, где происходит это срастворение двух порядков бытия, человек выходит за рамки своей сиюминутной ограниченности. “Христиане — люди иного века”, — говорил преп. Макарий Египетскийiiiiiiiiiiiiiii. Борис Пастернак об этом опыте причастия во времени к Вечности сказал парадоксальной строчкой: “бессмертные на время”jjjjjjjjjjjjjjj. Да и сам человек — восьмое деяние творения (первым творческим действием создан свет; вторым — небосвод; третьим — море и земля; четвертым — растения; пятым — светила; шестым — рыбы и птицы, седьмым — звери). Поистине наше отечество — в царстве восьмого дня.
Поэтому и в книге Бытия окончание первого дня обозначено не ожидаемыми словами “был вечер и был утро, день первый”, но был вечер и было утро, день один (в церковно-славянском переводе — един). Первое мгновение времени еще не отпало от Вечности. В Вечности сходятся и отождествляются первый и последний дни: “День восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый”kkkkkkkkkkkkkkk. Первый-Восьмой День — это день, принадлежащий не только времени, но и Вечности. “По нашему учению известен и тот невечерний и нескончаемый день, который у Псалмопевца наименован восьмым (Пс. 6, 1), потому что он находится вне сего седмичного времени. Посему назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие. Посему и Моисей, чтобы возвести мысль к будущей жизни, наименовал единым сей образ века, сей начаток дней, сей современный свету, святый Господень день, прославленный воскресением Господа”, — раскрывает этот символизм свт. Василийlllllllllllllll.
“День един” — еще (уже) в руках Божиих. В этот день (воскресный) в церкви не становятся на колени: мы — в своем Царстве…
Но само ощущение собственной новизны, увы, притупилось в христианах за минувшие две тысячи лет. Православная Церковь до сих пор отсчитывает седмицы от субботы к субботе, считая воскресенье первым, а не последним днем седмицы, — но об этом почти никто не знает. Она до сих пор празднует субботу, — но даже при диспуте с адвентистами седьмого дня мало кто из православных сможет вспомнить, что его же собственная Церковь вполне признает и исполняет и эту заповедь Моисея. И уж совсем забылось то, что в первые три века своей жизни христианская Церковь совершала свой главный праздник в тот день недели, который все окружающие считали именно первым, а не последним, будничным, а не “выходным”. Ведь лишь с Константином Великим воскресный день стал общепраздничным. А в славянском мире богословское значение этого