Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

кодифицировать; его содержание нельзя определить и исчерпать”, - пишет православный богослов [168]tttttttttttttt.

В. Сарычев пишет: “Под водительством Духа Церковь извлекает из сокровищницы Апостольского предания то, что нужно для ее пребывания в тех или иных исторических условиях” [169]. Это верно, но в привычности своей эта формула не отвечает на вопрос - а как, собственно, это делает Церковь? А главное - кто и где хранит это нечто, что спустя века можно при необходимости извлечь?

Сначала не было нужды обосновывать иконопочитание. Затем появилась иконоборческая ересь. Как и чем воспротивилась ей Церковь? Что, защитники икон нашли секретные апостольские поучения? Или перелистали творения древних Отцов? Но там нет глубокой и блистательной аргументации преп. Феодора Студита! Значит, Предание из сокровенного переходит в керигму и догму не через воспоминание, а через творчество.

Мы видели, что св. Василий Великий усматривает суть предания в образе молитвы, в литургической жизни Церкви. В девятой главе своей книги “О Святом Духе” св. Василий также касается темы предания и на этот раз выражает ее так: “исследуем теперь, каковы наши общие понятия и о Духе, как собранные нами о Нем из Писания, так и занятые из неписаного предания отцев” [170]. Что же - св. Кесариец после этих слов начинает говорить о троическом богословии, и предложенное им различение терминов “ипостась” и “природа” приписывает устной апостольской традиции? Нет - св. Василий избежал искушения приписать тайному преданию желаемое ему употребление спорных богословских терминовuuuuuuuuuuuuuu. И при непосредственном изложении “переданного” понимания Божественного Духа он не употребляет ни термина “Троица”, ни слова “ипостась”, и вообще не описывает внутритроичных отношений. Предание, которое итожит св. Василий, говорит о действии Духа на человека, об опыте “обожения” (святой Кесариец прямо употребляет это небиблейское слово): “Освоение же Духа с душею есть устранение страстей. Отсюда - предведение будущего, разумение таинств, раздаяние дарований, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого - обожение”.

В его ссылках нет речи об эзотерическом учении, якобы составляющем суть предания, а идет речь о подлинно эзотерическом и подлинно единственном Таинстве христианства - “Таинстве обожения”, “Таинстве нашего спасения”. Это все та же знакомая нам уже по словам ап. Павла “тайна” христианства: Христос, живущий в нас. “Таковы наши понятия о Святом Духе, какие