Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

который впервые явил создатель духовной традиции. “Подражайте мне, как я Христу” (1 Кор. 4, 16) - призывает ап. Павел. А от Апостола начинается следующее преемство - например, св. Игнатия Богоносца, который, по слову св. Иоанна Златоуста, “близко общался с апостолами, имел с ними общение и в речах, и в неизреченном” [133]... Как сказал о совершении Предания св. Феофан Затворник - “жизнь от жизни загоралась и жизнь, апостолами заведенная блюлась... Вы понимаете предание как передавание из уст в уста. А оно было предание из жизни в жизнь, из дела в дело. Христианство - не учение, а жизнь. И самое учение его входит в жизнь как определенный образ, воззрение на все сущее и бывающее” [134].

Итак, нет кощунства в именовании священника “батюшкой” и “отцом”. Вообще же духовный отец порождает не своего сына, а чадо Божие. Не себе он рождает сына, но Богу. Но эти роды происходят не без участия проповедующего и вразумляющего.

Именно потому,что Христос всегда рождается в Своих учениках, Писание - оказывается хотя и нормативным, но не единственным свидетельством о Нем. Опыт, имеющий тот же Источник, что и опыт апостолов, имели и люди других поколений. Вновь и вновь приходящий личный опыт встречи, новый и живой опыт присутствия Христа в Церкви рождает и новое свидетельство - “О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам” (1 Ин. 1. 1-2). Воспоминания евангелистов - не единственный способ нашего знания о Христе. О том опыте, который впервые пережили апостолы, могут говорить и другие люди, возрожденные Духом во Христе. И их свидетельство, как свидетельство очевидцев, свидетельство опыта, если оно являет и подтверждает свою идентичность с опытом Писания, с опытом апостолов - достойно того, чтобы Церковь с доверием относилась к сказанному ими и через них.

КТО АВТОР НОВОГО ЗАВЕТА?

Каждая из книг Нового Завета имеет надписание, указывающее на ее автора. Хотя Церковь знает только одно Евангелие - “Евангелие Иисуса Христа” (Мк. 1,1), но каждый из четырех его пересказов авторизован и подписан. Но кто автор “Нового Завета”? Кто выступил в роли, говоря современным языком, “редактора-составителя” этого сборника очень разных книг, включающего и личные письма, и летописные хроники, и визионерские тексты?

Проблема в том, что в самой Библии мы не найдем указаний на то, что Боговдохновенность