учителя, новое, духовное рождение от него ученика. Именно это - живая личность учителя как духовного существа - и было тем содержанием, которое передавалось из поколения в поколение”, - резюмирует православный востоковед В. С. Семенцов [124].
Итак, рождение - вот то слово, которое вбирает в себя и неслыханную новизну переворота, происходящего в человеке, принимающего в себя новый опыт бытия. И это же слово - “рождение” - предупреждает о том, сколь неавтоматично и негарантированно передается духовный опыт (что слишком хорошо видно и в истории Церкви, и в ее сегодняшнем дне). И если мы говорили о том, что, входя в Традицию, человек становится таким, каким он еще не был, то в своем максимальном выражении это и есть не что иное, как перевоплощение: “Стать тем, чем не был - своего рода смерть и рождение” (Августин [125]).
Рождение, несомненно, бесконечно далеко отстоит от научения. Здесь мы видим не ученика, конспектирующего лекцию профессора, а послушника, живущего вместе с духовным учителем и впитывающего в себя образ его душевного устроения. Когда Лев Толстой в Оптиной недоуменно спрашивал Константина Леонтьева, как он, образованный человек, мог поверить, тот ответил просто - “Поживи здесь, так сам уверуешь” [126].
В монастыре у старца действительно надо жить, а не просто обращаться к нему как в справочную службу. Об Оптиной или о Троицкой Лавре можно сказать словами американского посла Гарримана, когда он покидал Россию: “В России надо жить долго”...
А когда этот опыт со-жительства появляется, то трудно не разделить реакцию оптинского монаха о. Кукши, который однажды с удивительной простотой сказал о старцах и о приезжающих к ним ученых “собеседниках”: “И зачем это, не знаю... Не знаю! Все так ясно, что нужно делать для спасения! И чего тут спрашивать? !” [127].
Впрочем, в его словах сказалась и подмеченная митрополитом Вениамином (Федченковым) сословная недогадливость духовенства: “Батюшки даже и не подозревают, наверно, что за радость ходит с ними, они привыкли”llllllllllllll. Но эту радость нередко ощущают другие, а потому и стало возможным наблюдение В. Розанова: “И теперь школьные воспоминания, в той части их, которая касается закона Божия, - всегда сосредоточиваются около личности “батюшки”. Никто не пишет: “как мы славно учили катехизис - до сих пор помню”, но многие записали: “какой светлый и хороший был у нас законоучитель: его речи и объяснения до сих пор помню” [128].
А вот еще одно драгоценное (ибо живое) свидетельство о встрече с “батюшкой”: