Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

приобрести большее, если при этом принуждает себя ко всему”, - говорит старец “Древнего Патерика” [114].

И, значит, два предания встречаются, чтобы сбылся человек, чтобы состоялось вхождение в Традицию - предание Богом себя человеку и предание человеком себя Богу. Книга Деяний говорит о “человеках, предавших душу свою за имя Господа нашего Иисуса Христа” (Деян. 15, 26). Или вот предание - paradosis - в тексте ап. Павла: “если я отдам (parado) тело мое на сожжение, а любви не имею - то нет мне в том никакой пользы” (1 Кор. 13, 3). Да, предание - это Божие действие в человеке. Но и человек должен разрешить Богу действовать в себе: “Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда: расширь его. Он обваливается, обнови его” (Августин) [115].

Встреча двух всегда стремится перерасти в любовь. А любовь не может остановиться на простом признании существования Другого. Поэтому и содержит христианская традиция - от апостола Иакова, до, например, Кьеркегора - столько гневных филиппик в адрес “просто веры”, милостиво соглашающейся признать за Богом право на существование: “Что отделяешь ты веру от действия? Вера без дел мертва - мертвый дар приносишь ты Богу. Ибо, если любящая вера - некая вера души, что такое вера, не действующая из любви, как не труп бездушный? Хорошо чтишь ты Бога даром, издающим зловоние разложения! Хорошо умиротворяешь Его, убийца веры своей!” (Бернар Клервосский [116]).

Задача человека, как она опознается в Традиции, - вырасти за пределы мира. Бог призывает человека к “большему”; и, напротив, приемля грех, человек отказывается стать большим, чем он есть сейчас. “Не заблуждайтесь! Бог есть огонь, и огонь пришел, и Он бросил его на землю. И он обходит все, ища вещества, чтобы схватить его, то есть благого расположения и произволения, чтобы упасть на него и зажечь. А в тех, кого он зажег, он устремляется вверх как большое пламя и достигает до небес”, - предупреждает преп. Симеон Новый Богослов [117].

Один англиканский каноник как-то сказал мне: “Англия, наверное, никогда не станет христианской страной. Мы, англичане, слишком консервативные люди, чтобы принять Христа”. Знал ли он о словах аввы Алония из того же “Древнего патерика”: “Если бы не перевернул я всего вверх дном, не возмог бы выстроить здания души моей”. Вера - это и есть порыв души, перемешивающий “все” - “возопих всем сердцем моим к щедрому Богу”.

И открывается странная вещь: православие, самая консервативная из христианских конфессий, в своем ригоризме и исключительном почитании монашества сохранило