Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

прикосновения к четырем кругам церковных преданий: к преданию аскетико-антропологическому (в данном томе), к преданию богословско-догматическому (во втором и третьем выпусках), к преданию литургическому и иконописному (в четвертом томе).

Бог действует в людях. Но любое действие свидетельствует не только о том, откуда оно исходит, но и о том, кто или что его воспринимает, в чем это действие отпечатывается. И если богословие возможно только потому, что Бог воздействует на человека, то, значит вопрос богословия есть вопрос о человеке.

“В человеке я вижу загадку богословия”, - писал константинопольский патриарх св. Фотий [102]. Богословие есть опытная наука. “Местом пребывания трансценденции не являются ни реальный, ни сверхэмпирический мир, а граница, на которой я стою перед трансценденцией, если существую в своей подлинности”, - по сути о том же пишет на языке своей философии Карл Ясперс [103]. Несмотря на то, что Абсолют находится вне творения и вне познания - Он не находится вне религии. Бог способен к бытию вне Себя Самого. “Он повсюду и не только рядом с нами - Он в нас”, - по слову христианского апологета II века Минуция Феликса [104].

Бог касается человека - и человек меняется. Отсюда происходят два важных следствия.

Первое - вхождение в традицию означает не сужение опыта человеческой мысли, познания и творчества, а напротив, его принципиальное расширение. Вхождение в церковь, с ее обрядами и догматами никак не есть угашение духа и прекращение исканий . “Он бесконечен, поскольку Его, уже найденного, все еще продолжают искать (Ut inventus quareretur immensus est)”, - сказано блаженным Августином о Боге [105].

В душу входит опыт несравненной новизны, опыт, несопоставимый ни с чем из того, среди чего привык жить человек внешний. Поэтому, по выводу замечательного современного китаиста В. Малявина, “Традиция сталкивает человека с недостижимым “другим”, равнозначным безбрежному полю опыта. Всякое сообщение о традиции со-общает с неведомым. Свежий ветер традиции не задерживается в казематах позитивистского сознания, он возвращает человеку интимное соединение с миром. Традиция говорит каждому, кто хочет знать и быть воистину: мало человеком уродиться, надо еще родить в себе человека” [106]. Человек Традиции - это человек, измененный религиозной Реальностью. Человек научается быть таким, каким он еще не былkkkkkkkkkkkkkk. Вхождение в духовную Традицию приносит опыт новизны. “И найдет на тебя Дух Господень и ты сделаешься иным человеком” (1 Цар. 10, 6), - говорит Писание.