заместить то, что незамещаемо.
Свободно подарить свою свободу можно только любимому. Полюбить можно только того, чья реальность очевидна. Поскольку христианство есть религия любви, постольку вопрос о доказательствах бытия Бога неестественен для христианского богословия. Не бывает любви без любящего. А свою любовь Бог показал тем, что отдал Сына Своего Единородного… Есть жертва Христа — а значит, есть Бог.
Христианская религия есть обмен любовью: “Посему, если кто любит Бога, то и Бог сообщает ему любовь Свою” (преп. Макарий Египетский)wwwwwwwwwwwww. “Таинство любви делает нас из людей богами… Любовь вместо веры в Его бытие дарует собою вкушение Его в настоящем” (преп. Максим Исповедник)xxxxxxxxxxxxx.
Соответственно, православие не знает никакой автоматичности Причастия. Там, где нет любви — там нет Причастия Богу Любви. “Вот наперед говорю и объявляю и громким взываю голосом: никто из имеющих врага да не приступает к священной трапезе и не принимает тела Господня; никто приступающий да не имеет врага!.. При принесении жертвы Он не упомянул ни о каком другом деянии праведном, кроме примирения с братом, показав, что любовь больше всех добродетелей… Если эта жертва принесена для мира твоего с братом, а ты не заключаешь мира, то напрасно ты участвуешь в жертве” (Златоуст)yyyyyyyyyyyyy.
В православии даже выработалась своего рода “литургическая этика”: с ближним надо обращаться как с причастником. Если он причастник — значит, в нем частица Христова. Ты не научился уважать человека — так уважь хотя бы Христа, который в нем. Не случайно Златоуст литургические приветствия “Христос посреди нас!” называет “страшными приветствиями”zzzzzzzzzzzzz. Если же это условие не исполнено — “Свет освещает тебя, сущего слепым, согревает тебя огонь, но не касается, жизнь осенила тебя, но не соединилась с тобою, живая вода прошла сквозь тебя, как через желоб твоей души, так как не нашла достойного себя приема” (преп. Симеон Новый Богослов)aaaaaaaaaaaaaa.
И, кстати, достойный ли прием встретит благодать в человеке, не зависит от того, сколь редко и “подготовленно” мы причащаемся. Как заметил архиеп. Василий, “мы не становимся достойными причастниками оттого, что причащаемся очень редко”bbbbbbbbbbbbbb. В прежние же времена вопрос о том, сколь часто следует христианину прибегать к “вечере бессмертия”, решался еще более однозначно: “Всякий, кто не приобщается св. Таин, тот ведет себя бесстыдно и дерзко”cccccccccccccc.
Так в чем же смысл Причастия?
Sacramenta faciunt Ecclesiam. Таинства созидают