как-то “сработать Вечность”. И как же может человек выработать нетленную пищу, если эта пища — сам Господь?
“Словарь новозаветной лексики” Бауэра позволяет выйти из этого тупика. Оказывается, когда глагол ?????? имеет своим предметом материальную пищу — он означает не “делать”, а “потреблять”, “усваивать”, “переваривать” пищуqqqqqqqqqqqqq.
Итак, Бог не требует неисполнимого. Бог не дразнит темными сентенциями. Прежде чем говорить о Себе как о Хлебе, Господь говорит о том, что Его надо уметь принимать. Так же, как Отец пребывает в Сыне — так и Христос желает пребывать в людях. “У Меня есть пища, которой вы не знаете <...> Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его” (Ин. 4, 32,34). Понятно, что апостолы до Тайной Вечери не знали, какую пищу принес Христос. Но протестанты-то живут уже после объяснения Христа, после событий в Сионской горнице…
Как же проходила “тайная Вечеря”? Там было поразительное сочетание обычного и сверхобычного. Ритуал иудейской пасхальной трапезы был совершен Христом вполне последовательно. Но — с небывалыми акцентами и добавлениями. Трапеза началась с благословения-бераках: “Благословен Ты, Боже наш, Царь вселенной, создавший плод лозы”. По прочтении этой молитвы откладывался афикоман — часть, которую полагалось оставлять на случай прихода нищего или путника по заповеди: “И веселись пред Господом <...> ты <...> и пришелец, и сирота” (Втор. 16, 11). Именно этот афикоман преломил Христос как Свое Телоrrrrrrrrrrrrr, очевидно, к традиционным словам молитвенного благословения “Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь Вселенной, дающий земле производить хлеб”, добавив слова, установившие новое Таинство: “Приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое”… Евхаристия — хлеб странников и нищих, хлеб бездомных.
“Сие творите в Мое воспоминание”. Именно — в Моё. Отныне — в Моё. Воспоминания великих благодеяний Творца, которые вы производите при каждой своей праздничной трапезе, теперь вы должны адресовать не только Незримому Творцу, но и Мне. Ягве, которого вы благодарили этими словами, стал плотью и теперь дает вам Свою плоть, а не только плоть сотворенной Им земли. Любая молитва теперь воспоминание не только Ягве, но и Христа…
В середине же трапезы следовала хаггада — речь о чудесном избавлении евреев от рабства как ответ отца сыну о причине празднования Пасхи. В нашей литургической анафоре это — воспоминания страданий Спасителя (“крест, гвоздие, копие, смерть…”). Затем — благословение чаши и моление