Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

людям, существует прежде начала Литургии, и оно должно приобрести такую форму, чтобы людям было доступно его вкушение.

“Древний патерик” рассказывает о монахе, который не мог причащаться, ибо каждый раз в минуту причастия он видел на Литургии закалаемого отрока. “Когда подходили братия принимать, давалось им тело, и когда взывали они, говоря аминь, становилось оно хлебом в руках их… Если бы мог человек вкушать тело, тело и обреталось бы, но поелику никто не может вкушать мясо, посему учредил Господь хлебы для причастия. Итак, с верою ли примешь то, что держишь в руке твоей? И я сказал: верую, Господи. И когда я сказал сие, тело, которое я держал в руке моей, стало хлебом, и, возблагодарив Господа, я принял святую просфору”qqqqqqqqqqqq.

Или противоположный случай: Некий старец-подвижник считал, что Дары суть лишь образ Тела Христа, но не само Тело. По молитвам братии ему была открыта истина: он увидел в чаше младенца и когда после этого с верой исповедал “Верую, Господи, что хлеб — Твое тело”, — и “тотчас плоть, которая была в его руке, сделалась хлебом, согласно славе таинства, и он вложил его в рот и принял, благодаря Бога. Сказали ему старцы: “Бог знает природу людей, что не могут они есть плоть сырую, поэтому Он делает Свое Тело хлебом, а Свою кровь — вином для тех, кто принимает его с верой”rrrrrrrrrrrr. В Древнем Патерике заключительная фраза звучит так: “И сказали старцы: Бог знает человеческую природу, что не может она есть сырую плоть, и потому прелагает Тело Свое в хлеб, и кровь Свою в вино для приемлющих сие с верою”ssssssssssss.

Отсюда будет понятнее выражение св. Ипполита Римского о хлебе и вине как “вместообразном” (антитипосе) Христаtttttttttttt.

Это понимание Евхаристии находится в русле общей традиции православной мистики, согласно которой Бог “находится в Своей славе <...> но щадя нас, чтобы мы не погибли, Он положил тьму, покрывающую не Его, но нас” (преп. Симеон Новый Богослов)uuuuuuuuuuuu. “Или ты не знаешь, что души человеческие никогда не могли бы перенести огня этой жертвы, но все совершенно погибли бы, если бы не было великой помощи Божественной благодати?”, — говорит Златоуст уже прямо о Литургииvvvvvvvvvvvv. Оказывается, благодать прячет чудеса! Так тайна Бога была спрятана в смиренной плоти Сына Марии. “Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти” (1 Тим. 3, 16). “Тайна сия для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека” (см. Кол. 1, 27-28). Это и есть тайна Причастия: “Христос в нас”.