Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

о человеколюбии Творца).

Православию чужда тотальная подозрительность, которая полагает, что “был один христианин на свете — и того распяли”. Православие полагает, что на пространстве двух тысячелетий христианской истории было немало людей, которые расслышали своим сердцем Евангелие и не исказили его ни в своей жизни, ни в своей проповеди. В классической книге монашеской духовности, в “Лествице” говорится, что “монах есть тот, кто держится одних только Божиих слов и заповедей во всяком времени и месте и деле”vvvvvvvv. А, по замечанию прот. Иоанна Мейендорфа, Церковь в своем “Символе веры” называет себя апостольской, а не святоотеческой потому, что святым отцом становится тот, кто в адекватных словах смог проповедовать своему времени изначальную апостольскую веру и являть в себе Евангельскую жизнь.

Для православного мировосприятия очень дороги евангельские притчи о Царстве Божием. Это притчи о терпении и смирении Божием. Царство Божие не приходит “заметным образом”, оно не просто вторгается в историю извне, — оно забрасывается в человеческий мир, но постепенно зреет и всходит внутри этого мира. Таковы притчи о зерне, о закваске, о “горчичном зерне”.

И еще особо дороги православному сердцу прощальные слова Христа: “Се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28, 20). Из этих “всех дней” протестантская экклезиология вынуждена исключить те дни, что прошли между временем апостолов и появлением той деноминации, от имени которой проповедует протестант (в мягком варианте это время от императора Константина до Лютера, в жестком — от апостолов до, скажем, возникновения пятидесятников)wwwwwwww.

Православные же не могут провести грань между эпохой “настоящей Церкви” и веками “полуязыческого псевдохристианства”. Мы не можем ограничить время действия Духа Христова периодом жизни апостолов. Мы не видим перелома между апостольской Церковью и последующей. Дары, бывшие у апостолов, мы видим и в христианах последующих поколений (“Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” — Гал. 5, 22-23). Я эти дары видел у своих современников. Протестанты скажут, что они их у православных не видели? Что ж — это будет суждением, характеризующим лишь их опыт, их мир, но не мир православия.

Вообще же позиция человека, утверждающего “я не видел”, “я не встречал”, “мне не попадалось”, всегда слабее позиции тех, кто говорит: а мы там были, и о том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали