новому и необычному, что рождалось в душе в его присутствии, что обновляло, возрождало, делало сильным”jjjjjjj.
Рождение не может произойти само собой, “просто так”. И не случайно в христианской литературе время от времени прорывается признание: “мы страдали, рождая тебя покаянием, мы породили тебя великим терпением, сильною болью и ежедневными слезами, хотя ты ничего об этом не знал. Иди сюда, мое чадо, я отведу тебя к Богу”. Так пишет преп. Симеон Новый Богослов своему духовному сыну. Является ли кощунством сказать такому духовнику — “отче!”?
Протестанты запрещают называть пастырей этим словом. Что ж — “они никогда, наверное в своей жизни не знали людей, которых знали мы, никто не показал им в живом дыхании — что такое Святая Церковь, никто не прижимал их голову к своей груди, на которой холодок старенькой епитрахили, никто не говорил им: “чадо мое родное” — этих огнеообразных слов, от которых тает все неверие, и что еще удивительнее — все грехи”kkkkkkk.
У протестантов нет духовников, нет священников. Может, поэтому они и не знают, какая мучительная и радостная связь устанавливается между духовным учителем и учеником — такая связь, что ее и нельзя выразить иными словами, кроме как — “сын!” и “отец!”. Они не понимают слов Экзюпери: “Видишь ли, человек вообще долго рождается на свет”…
Апостол Павел говорит о духовном отцовстве в первом веке; преп. Симеон — в десятом. Но и в девятнадцатом мы видим тот же плод духовной любви: “Матерью будь, а не отцом к братии”, — советует преп. Серафим Саровский новопоставленному игуменуlllllll.
Итак, нет кощунства в именовании священника “батюшкой” и “отцом”. Человек должен понимать, что единственный источник его жизни в Боге. Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно лишь Единому Богу. Но можно и нужно чтить то, через что и через кого мы узнаем о Боге и получаем дар жизни. “Богу одному поклоняйся”, но — “чти отца и матерь твоих”, и, конечно же, не забывай о своем духовном родстве.
Но что же значат для православия слова Христа “никого не называйте себе отцом”? Не о внешнем говорит Христос, а о внутреннем. Осуждает Он не само обращение, а то внутреннее состояние души, которое может сказаться в таком обращении. И осуждается не тот, кто говорит “отец”, а тот, кто требует такого обращения к себе. Есть похоть тщеславия, есть похотливая тяга к председательствованию на собраниях и к знакам почтения — и именно это осуждается Христом. Вспомним контекст: “На Моисеевом седалище