не имеет трезвости принять нужное. Невежественный же человек вообще не колеблется. Он, приняв что-то на веру, стремится к своему, даже если это может принести ему гибель.
26ВОПРОС: Выходит, разум разумных мало чем отличается от разума сумасшедших. Ведь и те, и другие, как я понял, ведут себя фанатично?
ОТВЕТ: Наоборот, разница прямо противоположна. Фанатики или неразумные люди, привязываясь к какой-то идее, не способны глубоко понять её вкус. Они просто видят, что многие люди этим интересуются и, заражаясь их энтузиазмом, следуют этим путём. Однако, такие люди отличаются очень большой склонностью находиться в двойственности. Все они считают, что правда бывает только такой, как у них, а все остальные не просто заблуждаются, а имеют враждебные суждения, с которыми нужно сражаться. Разумные люди, прежде чем глубоко принять какую-то идею, серьёзно изучают её. Они решают, нужно им это или нет только после того, как почувствуют её вкус.
Таким образом, если разумный человек принимает что-то всерьёз, это значит, что вкус этой идеи действительно велик.
Все перечисленные признаки деятельности в благости являются правильным направлением на путеводной карте нашей судьбы. Два других типа деятельности, которые мы сейчас будем разбирать, - это ухабы и препятствия на пути к счастью. Сама по себе благостная дорога ровная, но она очень узка. И те люди, которые склонны хоть немного отклоняться от неё, будут в своё время получать от своей судьбы всевозможные удары.
Деятельность в страсти
Деятельность, требующая огромных бесполезных усилий
Oщущение счастья откупленной вещи зависит от наполненности этим счастьем наших чувств. Чем чувства сильнее наполнены счастьем, тем большее ощущение счастья к нам приходит. Способность чувств наполняться силой счастья примерно одинакова как у бедных, так и у богатых людей. В связи с этим интересно знать, что если бедный человек ест какую-то простую пищу, то, так как
27 его способность чувствовать вкусовые качества пищи не избалована, он все свои чувства наполняет счастьем. Точно также богатый человек, кушая изысканную пищу, наполняет полностью счастьем все свои чувства. В зависимости от того, сколько человек сделал добрых дел, он живёт на том или ином уровне достатка. Однако, независимо от уровня достатка, способность наслаждаться внешними материальными объектами у всех одинаковая. Тем не менее, люди в страсти искренне думают, что те, кто живут богаче их, наслаждаются больше. Эта мысль заставляет страстного человека