Шатунов М В

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА

(брыки); томская традиция (подсады); общерусская традиция (шагающие удары).

Если к этому прибавить борцовский арсенал из подножек, зацепов, обвивов и т.п., то получится система, которая по богатству и разнообразию технического и тактического арсенала сравнима с французским сават и корейским тхеквондо, а во многом и превосходит эти системы. "Подол" отражает русскую национальную специфику нанесения удара ногой, причем, без "шпагатов" и малоприменимых в реальном бою низких фиксированных стоек. Несмотря на это, стиль "подол" является одним из самых трудоемких и кропотливых. Вероятно поэтому на Руси это направление боевой культуры так и не выделилось в самостоятельную нишу, оставаясь вспомогательной техникой. Прикладное значение этого стиля велико. Его используют в палочном бою очень активно, при травмах рук, не позволяющих атаковать с верхнего яруса. Ногами великолепно дрались казаки, причем выводя удар с седла. Так что любители подраться ногами вполне могут себя проявить в славяно-горицкой борьбе.

Рис. 54, 55

Подсека, выводимая снаружи внутрь, с успехом может применяться как при атаке нижнего яруса (рис. 54), так и при атаке головы (рис. 55).

Рис. 56 – 58 Классический оплет (Покадровая развертка. Время удара — 0,6 сек.)

Рис. 59 Уговица — удар из группы шагающих. Выводит бойца спиной к противнику с одновременным затаптыванием последнего

Рис. 60

"Подкрут с подола" или "свиной подкрут". Удар требует особой подвижности коленного сустава. Бьющая часть — кромка сапога

"КОРОМЫСЛО"

Нет, в этом стиле не дерутся коромыслами, как в театрализованных выступлениях фольклорных коллективов. "Коромысло" — это принцип уравновешенности двух полюсов, предусматривающий обоюдную загруженность руки и ноги, их взаимодействие в бою. Без сомнения, этот стиль — один из богатейших технически и тактически. Полнейший баланс во взаимодействии руки и ноги предусматривает и возможность перетекания удара в захват, заканчивающийся броском. Таким образом, в стиле коромысло органично взаимодействуют все звенья двигательной цепи. Этот стиль принадлежит к разряду наиболее высококоординационных. Он требует от бойца комплексной подготовки. В навыке бойца должны гармонично сочетаться умение перемещаться вместе с ударом, способность проводить атаки на разных уровнях, позволяющих выполнять самые разнообразные броски и динамические сбивания противника.

Рис. 61 Один из вариантов удара ногой, выполняемый в плясовой манере. В данном случае перед