Шатунов М В

РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДРАКА

"живой водой".

Итак, мы выяснили, что палица имеет значение божественного карающего орудия, она же, как символ власти, превратилась в царский скипетр, жреческий и судейский жезлы. А вспомним знак княжей власти на Руси — шестопер, тоже из семейства ударного вооружения.

Молнию также изображали символически в виде меча, слово "меч" родилось в глубокой древности. То же мифологическое значение соединяется поверьями с острым ножом (нож — ножной меч). На Украине долго сохранялось предание о том, что если окропить нож "живой водой" и бросить в вихрь, то нож упадет на землю, обагренный кровью, т.е. молния поразит демона-тучу. Также дошло до нас предание о том, что один колдун вбил под порогом новый острый нож, а вслед за этим поднялся страшный вихрь, который подхватил его недруга и семь лет носил по воздуху. Вероятно, это предание основано на связи Перуновой палицы и ножа, как символа молнии, с вихрями, неизменно сопровождающими грозу. Стоит признать, что в русской мифологии об оружии богов, кроме Перуновой палицы, сохранилось мало сведений, однако летописцы упоминают о "клятвах оружием перед кумирами". На нарушившего клятву призывалось мщение бога - Громовника: "...да будут они кляты от бога и от Перуна и да погибнут от собственных своих мечей!"

В русских сказках можно узнать о топоре - саморубе и о необычайной палице или дубинке-самобое (кий-бий), которые, повинуясь приказу владельца, устремляются на вражеские рати, побивают несметные силы, затем возвращаются обратно. Место дубинки и топора иногда занимает меч-самосек (кладенец) и клюка: "... где ни махнет помело, там смерть неприятельской рати, что ни захватит клюка, то в плен волочит."

Также в народных поверьях молния часто уподобляется извивающейся змее, что послужило основой для возникновения сказаний о молнии-биче, ударами которой Громовник казнит демонов.

Например, в гимнах "Вед" Индра, нагоняя Вритру, бичует его огненной плетью с тысячью узловатых концов. Сыплются искры, а в ударах плети-бича слышатся раскаты грома. Западные славяне считали, что во время грозы божество преследует демона синим4 бичом.

Впечатление, производимое раскатами грома, стуком кузнечных молотов, молотильных цепов и мысль о наносимых ударах, соединяясь в различных представлениях, сблизили их между собой и породили целый ряд мифологических сказаний.

Как уже упоминалось, русское предание наделяет Перуна палицею. В летописях встречается рассказ об этой палице. После крещения к Новгороду прибыл архиепископ