двойную атаку в одну и разные стороны.
19. Выполняет встречную атаку.
20. Проводит ответную атаку.
21. Контрит.
22. Преследует в борьбе лежа.
23. Свободно переигрывает соперника в захватах — опережает. 24. Начинает выполнять броски в схватках соревновательного характера, уверенно защищается в партере, имеет точное представление и свою схему борьбы лежа из различных положений.
25. В тренировках сознательно моделирует соперников, способен дать анализ его технического мастерства.
26. Может в борьбе выполнить сложную комбинацию.
27. Имеет запасной надежный вариант стоя и лежа, которым в соревновательной схватке может заработать преимущество хотя бы в Кока (появляется психологическая уверенность в исходе схватки).
28. Хорошо понимает стремления соперника в схватке, тактически правильно пользуется своим техническим мастерством в достижении победы. Случайных проигрышей не допускает, может проиграть только сильнейшему.
И так далее, расширяя и повышая степень владения техникой, двигаясь по спирали.
Приведенный пример ступеней технического мастерства нельзя брать за строгую последовательность и конкретный перечень, эта как бы характеристика степени овладения техникой, уровни технической подготовки. Часто бывает, что борец владеет некоторыми уровнями (например 17 и 21), но они оторваны, вырваны из общей цепи технического мастерства. Поэтому такой борец может иметь отдельные победы, но они не закономерны и его результат будет нестабилен. Другое дело, когда постижение техники идет в соответствии со ступенями мастерства, в соответствии с возрастными особенностями, последовательно и к тому же подкрепляется в такой же последовательности другими сторонами подготовки (физическая, тактическая, психологическая), тогда можно закономерно планировать результат на любой стадии подготовки.
Стремясь овладеть всем вышеизложенным объемом и достичь соответствующего уровня технического мастерства тренер и спортсмен становятся изобретателями, творцами процесса, придумывают свои и используют уже известные формы тренировок, наполняют процесс всем многообразием форм и методов.
Вот небольшой перечень форм тренировок, которыми широко пользуются тренеры в современной практике:
1. Учебная тренировка — это процесс, во время которого ученики получают теоретическую информацию, осуществляется показ (демонстрация) и предоставляется возможность опробовать.
2. Тренировка, по направленному развитию физических