броска через бедро и т. д.). Затем формируем умение занимать позу в сочетании с "поворотом, передвижением, сначала без партнера, а затем с партнером.
Из крайнего положения при выведении из равновесия (носок стопы, пятка, два носка, две пятки, внешняя боковая часть стопы) учим нужному способу приложения сил сбрасывания из статического положения, т. е. подбиву. Затем соединяем с умением занимать позу, выполнять поворот, выводить из равновесия и т. д. В традиционной методике обучения занятие позы и сбрасывание является основным упражнением совершенствования технических действий дзюдо, считая, что техника дзюдо заключается именно в этом. В этом случае УКЭ стоит на месте, а ТОРИ, выполняя неполный поворот, не чувствует колебаний тела УКЭ (потому, что он стоит на месте), почти не выполняя выведения из равновесия делает только подбив и сбрасывание. После такой отработки техники очень трудно ее применить в схватке потому, что реальный поединок это «движение», а борец все время выжидает статическую позу, чего может и не быть.
При изучении всех трех операций технического действия стоя особое внимание необходимо уделять их выполнению в передвижении. Если соединить в блок первую, вторую и третью операции, то получим полное действие стоя, что является только частью целостного технического действия дзюдо.
Одновременно с изучением деталей и частей трех операций стоя начинается изучение действий, составляющих две операции лежа. Изучение действий лежа начинается с пятой операции, затем четвертой с последующим их соединением.
Идя в обучении «сверху» и «снизу», занимающиеся объединяют их в одно целое действие четвертой операцией. На этом этапе они начинают понимать, что действия лежа определяются положением партнера, их взаиморасположением, захватом и другими частями этой операции. Если в обучении умело соединять блок верхних операций (1-я, 2-я, 3-я операция) с блоком нижних (4-я, 5-я), то занимающиеся научатся правильно преследовать противника в реальном поединке. Необходимо учитывать то, что занимающиеся с удовольствием начинают преследование в том случае, если у них в борьбе лежа уже что-то получается. Поэтому обучение действиям лежа должно немного опережать обучение стоя. Но это скорее относится к психолого-педагогическим особенностям формирования двигательных навыков.
Изучая технику дзюдо по вышеизложенной методике и, изменяя составные части третьей и пятой операций, занимающиеся смогут освоить любое количество технических действий