и теории построения движений (точнее физиологии движений и физиологии активности Н. А. Бернштейна).
Движения живого биологического объекта всегда связаны с решением некоторой задачи, активным подчинением пространства и времени. Этим они отличаются от механического движения, которое является простым перемещением в пространственно-временном континууме. Это свойство биологического движения позволило Н. А. Бернштейну назвать его «живым». Он указывал, что характерное свойство движения — его способность реагировать как на изменение внешних условий, так и на внутреннее колебание его собственной структуры. И. А. Бернштейн обнаружил такие приспособительные колебания в идеально стереотипных (как это считалось) движениях — ходьбе и беговых шагах.
В связи с этим, обучение и совершенствование технических действий дзюдо происходит в постоянном изменении ситуации (за счет применения способствующих действий) в первой и четвертой операциях целостного действия. Полное действие (1—5 операция) до состояния крайней стереотипности не доводится, а только его операции впоследствии соединенные в блок — вторая, третья, пятая. В первой и четвертой операциях происходит осмысленная, созидательная деятельность, исходящая от различных заданий тренера.
Приступая к освоению основных действий дзюдо, которое составляет вторую, третью и пятую операции, занимающиеся продолжают осваивать некоторые части первой операции. В это время закладываются понятия биомеханических основ техники дзюдо — устойчивость, нарушение устойчивости, направления выведения из равновесия и др. Осваивая переход от одного способа выведения из равновесия к другому, формируются понятия подготовки броска и основ комбинационных действий.
Второй операции в практике уделяется особое внимание. Выполнение УЧИКОМИ выведения из равновесия становится для занимающегося основным специальным подготовительным упражнениям (УЧИКОМИ — повторение элементов техники). Соединив первую операцию со второй, упражнения в выведении из равновесия приобретают новую форму (на месте, в движении, силовые учикоми, без партнера, с резиной и т. д.).
Обучая второй операции, необходимо обращать особое внимание на ее детали (движения рук, ног, корпуса, головы, дыхания).
Приступая к освоению третьей операции технического действия дзюдо, которая состоит из занятия позы и способов приложения сил сбрасывания, отдельно осваиваются позы для бросков (передней подножки, подхвата, отхвата, зацепа,