В некоторых случаях соединения действий стоя и лежа тоже считают комбинацией из приемов. Если комбинирование рассматривать, как вообще всевозможные сочетания, соединения, переход от действия к действиям, то переход от действий стоя к действиям лежа можно было бы считать комбинацией. Но тогда переход от выведения из равновесия к занятию позы и подбиву тоже нужно считать комбинацией. Поэтому соединение действий стоя и лежа это естественное, последовательное выполнение операций целостного технического действия дзюдо (подробное описание операционного разделения приема дано в следующей главе).
При вышеизложенном взгляде на процесс и принцип комбинирования, этот раздел технической подготовки, можно включать в обучение уже на стадии изучения отдельных приемов. Важно у занимающихся сформировать правильное понятие о принципах комбинирования.
III группа действий
СПОСОБСТВУЮЩИЕ
Это действия, способствующие реализации техники в условиях обоюдного сопротивления.
От обычного овладения приемами дзюдо и умения выполнять их без сопротивления до применения их в условиях обоюдного сопротивления лежит большой и длинный путь совершенствования. Зачем нужны способствующие действия и откуда они происходят? Дело в том, что если бы соперник в схватке не сопротивлялся, то способствующие действия были бы не нужны. Их наличие происходит от защитных действий, применяемых соперником, преодоление которых требует способствующих действий.
Можно изучить десятки приемов стоя и лежа, а в схватке не уметь их применять. На практике зачастую так и бывает, годами отрабатывается классическая техника, а в борьбе лучше получаются «корявые» приемы из-за того, что применять приемы в борьбе — значит овладеть способствующими действиями. Их нельзя отделять от понятия техника дзюдо, они ее часть, и имеют теснейшую связь с тактикой, поэтому на этапе совершенствования должны рассматриваться как тактико-технические действия. Для их совершенствования существует много различных форм тренировок, но одной из основных является моделирование ситуации с использованием специальных заданий.
На практике тренеры уделяют много времени и внимания процессу совершенствования техники, а имея четкие представления о способствующих действиях, он становится процессом творческого поиска и изобретательности.
Тактико-техническая подготовка может частично изменяться в связи с изменениями в правилах о соревнованиях с достижениями и