полевые кладбища и т.д. С другой - нужны специ-
альные ухищрения: маскировочные костюмы и раскраска, отвлекающие взрывы,
пожары, дымовые завесы, обстрелы.
Еще нужно много терпения. Не всегда в прифронтовой полосе самый ко-
роткий путь является самым быстрым. Вполне вероятно, что в некоторых ук-
рытиях на маршруте перехода придется отсиживаться часами и даже сутками.
Чаще всего при этом нельзя будет ни обогреться, ни закурить, ни поесть,
ни хотя бы нормально выспаться. Понятно, что скрываться придется именно
в тех местах, куда ни один нормальный человек не полезет. Все другие
места (относительно целые постройки, стога, сараи, пещеры) регулярно
проверяются контрразведкой противника. По той же причине нельзя наде-
яться на преодоление водных преград по мосту, дамбе или на местных
плавсредствах.
Обычно линию фронта пытаются преодолеть на стыках между подразделени-
ями, в любом случае избегая выхода на опорные пункты, позиции снайперов
и наблюдателей, на батареи, полевые заставы. Реально такие места легче
всего найти на болотах, в зонах радиоактивного или химического зараже-
ния. Однако и двигаться там очень трудно. Кроме того, всегда следует
помнить о таких вещах, как мины, проволочные заграждения, осветительные
ракеты, патрули, "секреты", приборы ночного видения, обстрел вражеских
позиций со стороны своих войск.
3. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться
реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодоле-
вать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной
подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в
разное время года и суток. Поэтому разведчики должны знать, как в корот-
кие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды,
как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простей-
шие подручные материалы.
Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место пе-
реправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать
водный рубеж, но она всегда имеет возможность предварительно подобрать
подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения
реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.
Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко най-
ти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или
вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину