в тайге, трудно передвигаться среди завалов и буреломов, в
густолесье, заросшем кустарником. Кажущаяся схожесть обстановки - де-
ревьев, складок местности и т.п. - может полностью дезориентировать раз-
ведчика и он будет двигаться по кругу, не подозревая о своей ошибке.
Чтобы выдержать намеченное направление, обычно выбирают хорошо замет-
ный ориентир через каждые 100-150 м маршрута. Это особенно важно, если
путь преградил завал или густой кустарник, которые вынуждают отклониться
от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением
травмы. Наиболее коварные препятствия - болота и трясины. Их зыбкая по-
верхность бывает прикрыта сплошным покровом мха, создающим ложную види-
мость твердой, надежной почвы. Лучше отойти эти природные ловушки. Прео-
долевать болото надо с максимальной осторожностью и обязательно воору-
жившись длинным прочным шестом. Водные преграды, особенно реки с быстрым
течением и каменистым дном для большей устойчивости преодолевают не сни-
мая обуви. Прежде чем сделать следующий шаг, дно прощупывают шестом.
Двигаться надо наискось, боком к течению, чтобы поток не сбил с ног.
Крайне сложен переход в тайге в зимнее время, когда снежный покров
очень глубок и преодолевать заснеженные участки без лыж-снегоступов
практически невозможно. Такие лыжи при известной сноровке изготовляют в
виде рамы из двух веток толщиной 22,5 см и длиной 140-150 см. Передний
конец лыжи, распарив в воде, загибают кверху, а раму (ширина в центре
должна быть не менее 30 см) заплетают тонкими гибкими ветвями. В перед-
ней части лыжи из четырех поперечных и двух продольных планок делают
опору для ноги по размеру обуви.
Зимой можно передвигаться по руслам замерзших рек, соблюдая при этом
необходимые меры предосторожности. Так, надо помнить, что течение обычно
нарушает лед снизу, и он становится особенно тонким под сугробами у об-
рывистых берегов; что в руслах рек с песчаными отмелями часто образуются
натеки, которые, замерзая, превращаются в своеобразные плотины. Но чаще
натеки скрыты под глубоким снегом, и их трудно обнаружить. Поэтому все
препятствия на речном льду лучше обходить; в местах изгибов рек надо
держаться подальше от обрывистого берега, где течение быстрее и лед поэ-
тому тоньше.
Часто после замерзания реки уровень воды убывает настолько быстро,
что под тонким льдом образуются карманы, представляющие большую опас-
ность. По льду, который кажется недостаточно прочным, а другого