добиться
плетеобразного) хлесткого чувства в руке. Клинок также разворачивается
во время движения.
Обратным по отношению к нему является удар изнутри наружу в горизон-
тальной плоскости. Резким маховым движением, выпрямляя руку, удерживаю-
щую оружие, нанесите рубящий удар, добавляя небольшой подхлест кистью.
Оба удара чаще всего производятся в сочетании: сначала справа-налево, а
затем на отмашке слева-направо.
Наиболее распространенными вариантами практического использования
этих ударов являются:
- удар по горлу, шее или лицу;
- удар по животу;
- удар по сухожилиям ног под коленями.
Комбинирование ударов
Самым простым способом комбинирования является соединение двух ударов
в одно движение. Иначе говоря, первый удар должен выводить нож в исход-
ное положение для второго удара. Между первым ударом и вторым не должно
быть ни малейшей паузы, иначе противник может успеть перехватить инициа-
тиву и контратаковать. Чаще всего второй удар повторяет траекторию пер-
вого удара, только в обратном направлении. Хват при этом может меняться,
а может и нет.
Например: колющий удар сверху-вниз обратным хватом - диагональный
удар снизу-вверх тем же хватом; рассекающий удар в горизонтальной плос-
кости справа-налево (снаружи внутрь) - аналогичный удар изнутри-наружу;
диагональный удар снизу-вверх прямым хватом - прямой удар сверху-вниз;
тычковый удар в грудь - прямой тычковый удар вниз, и т.д. При этом не
имеет значения, какой удар в паре является начальным, а какой - конеч-
ным. Они все время меняются местами. Несколько примеров таких комбинаций
показаны здесь на рисунках.
Можно соединять вместе и три удара ножом. Но в этом случае третий
удар рекомендуется наносить со сменой траектории. Например: боец атако-
вал противника рубящим прямым ударом сверху по руке, с него перешел на
диагональный удар снизу-вверх (прямым хватом), а затем выполнил колющий
удар сверху-вниз обратным хватом. Число подобных комбинаций может быть
большим. Главное, чтобы составляющих их элементов (базовых ударов) было
немного. Указанных здесь десяти более чем достаточно для самых разнооб-
разных ситуаций скоротечного ближнего боя.
Удары ножом в рукопашной схватке нередко сочетают с ударами локтей,
коленей, стоп и головы, с толчками плечами и бедрами, с захватами либо
блоками руками. Однако при наличии ножа все подобные действия имеют лишь
вспомогательное значение. Они призваны отвлекать внимание противника,
заставлять