транспорта, а на некоторых оно разрешалось только
днем и только после тщательного осмотра соответствующего участка дороги
в целях поиска мин.
Серьезнейшей опасностью для диверсантов являлись вражеские засады,
поджидавшие их на подступах к магистралям и на путях отхода. Их можно
было ожидать и на любом участке маршрута. А ведь подрывникам-разведчикам
каждый раз приходилось проделывать огромный путь от базового лагеря до
места диверсии. Преодолевая чащобы и буреломы, болота и открытые прост-
ранства по 30-40 км, а в отдельных случаях и до 100 км, (когда ставилась
целевая задача на проведение диверсии в особо отдаленном участке магист-
рали), несмотря ни на какие преграды диверсанты все же выполняли свои
задачи.
Тактика действий диверсантов на железной дороге обычно была следую-
щей. Группа подрывников почти всегда действовала под прикрытием подгруп-
пы охраны. Подойдя к дороге, группа, залегала в пределах видимости же-
лезнодорожного полотна, изучала обстановку, вела наблюдение, выбирала
место подхода к полотну. Иногда это длилось несколько суток. Установка
каждой мины требовала подлинного мастерства, предельного напряжения и
внимания. Особую опасность представляла установка неизвлекаемых мин,
способных сработать от любого колебания почвы. Большого умения требовала
и маскировка мин. На месте их установки не должно было оставаться ника-
ких следов. Нельзя было перемешивать сухие верхние слои с сырыми нижними
- это сразу бы вызвало подозрение охраны. Лишнюю землю уносили с собой
на плащ-палатке. Установив мину, сверху укладывали поселенные камешки -
так, как они лежали вдоль полотна до минирования. Отходя убирали свои
следы. А ведь все это делалось ночью, в абсолютной темноте, с соблюдени-
ем тишины: при малейшем звуке в небо взмывали ракеты и мгновенно откры-
вался огонь...
Теоретически, для того, чтобы перебить железнодорожный рельс требует-
ся 200 грамм тротила или 400 грамм аммонита или аммонала, но на самом
деле взрыв должен быть настолько сильным, чтобы выхватить в настиле по-
лотна воронку, через которую не перескочить колесным парам паровоза и
вагона. А для этого надо не менее 3-4-х килограммов тротила. Под большой
эшелон ставили 3-4 заряда в разных местах полотна. Удобно было взрывать
полотно на повороте, там заряд ставился в стык рельса тогда эффект был
больше.
Разведчиками-диверсантами для диверсий на автомобильных дорогах была
разработана оригинальная тактика под названием "поле