Заруцкий Ф Д, Федор Тарас

Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ

бесполезными, если командир получит их поздно. Для то-

го, чтобы разведсведения передавались вовремя, в группах имелись радисты

с рацией, на которых возлагалась очень ответственная работа - держать

связь со штабом, чье задание она выполняла.

Радиста всегда уважали и оберегали. В разведку и на диверсии стара-

лись не брать, оставляли его в базовом лагере - не дай бог что случится

и тогда усилия всей группы будут напрасны. Данные передать будет некому

и некуда.

Диверсионная работа и отрыв от преследования

Основным методом нанесения ударов для РДГ были диверсии на коммуника-

циях врага, на военных и промышленных объектах.

При осуществлении этих операций использовались толовые заряды и самые

разнообразные минные устройства - от миниатюрных магнитных мин, мин за-

медленного действия МЗД и неизвлекаемых мин НМ до мощных фугасов.

На протяжении четырех лет войны менялись условия проведения операций

диверсионного характера, особенно на железнодорожных магистралях и авто-

дорогах.

Все более сложной и изощренной становилась системна охраны противни-

ком железнодорожных станций и путей на перегонах. Если в 1941-1942 гг.

дело ограничивалось, как правило, патрулированием (обычно три парных

патруля на каждый километр пути), то с лета 1942 года в помощь этим пат-

рулям стали выделяться полицейские (до 10 человек). В 1943-1944 гг. сис-

тема охраны дорог достигла предельной насыщенности боевой силой и техни-

кой, средствами обнаружения и уничтожения разведчиков-диверсантов, зало-

женных ими мин. Патрулирование на стратегически важных дорогах дополня-

лось устройством вышек для охраны, снабженных прожекторами и пулеметами,

огневых точек. Немцы создавали открытые пространства, для чего на

200-300 метров по обе стороны пути вырубали леса, устанавливали на под-

ходах к путям мины-ловушки, шумовые устройства, проволочные заграждения.

Наиболее тщательно охранялись железнодорожные мосты. Каждый из круп-

ных мостов представлял собой настоящий оборонительный рубеж с колючей

проволокой, минными заграждениям, системами вышек с пулеметами, дотами,

прожекторными установками, ракетной сигнализацией. Через определенные

промежутки времени по магистралям проходили бронепоезда, обстреливавшие

лесные подходы к дорогам. Широко использовались хорошо обученные сторо-

жевые собаки. Стремясь отвести взрывы от паровозов и вагонов, немцы пус-

кали впереди эшелонов пустые платформы. На особо опасных участках пути

замедлялось движение