бесполезными, если командир получит их поздно. Для то-
го, чтобы разведсведения передавались вовремя, в группах имелись радисты
с рацией, на которых возлагалась очень ответственная работа - держать
связь со штабом, чье задание она выполняла.
Радиста всегда уважали и оберегали. В разведку и на диверсии стара-
лись не брать, оставляли его в базовом лагере - не дай бог что случится
и тогда усилия всей группы будут напрасны. Данные передать будет некому
и некуда.
Диверсионная работа и отрыв от преследования
Основным методом нанесения ударов для РДГ были диверсии на коммуника-
циях врага, на военных и промышленных объектах.
При осуществлении этих операций использовались толовые заряды и самые
разнообразные минные устройства - от миниатюрных магнитных мин, мин за-
медленного действия МЗД и неизвлекаемых мин НМ до мощных фугасов.
На протяжении четырех лет войны менялись условия проведения операций
диверсионного характера, особенно на железнодорожных магистралях и авто-
дорогах.
Все более сложной и изощренной становилась системна охраны противни-
ком железнодорожных станций и путей на перегонах. Если в 1941-1942 гг.
дело ограничивалось, как правило, патрулированием (обычно три парных
патруля на каждый километр пути), то с лета 1942 года в помощь этим пат-
рулям стали выделяться полицейские (до 10 человек). В 1943-1944 гг. сис-
тема охраны дорог достигла предельной насыщенности боевой силой и техни-
кой, средствами обнаружения и уничтожения разведчиков-диверсантов, зало-
женных ими мин. Патрулирование на стратегически важных дорогах дополня-
лось устройством вышек для охраны, снабженных прожекторами и пулеметами,
огневых точек. Немцы создавали открытые пространства, для чего на
200-300 метров по обе стороны пути вырубали леса, устанавливали на под-
ходах к путям мины-ловушки, шумовые устройства, проволочные заграждения.
Наиболее тщательно охранялись железнодорожные мосты. Каждый из круп-
ных мостов представлял собой настоящий оборонительный рубеж с колючей
проволокой, минными заграждениям, системами вышек с пулеметами, дотами,
прожекторными установками, ракетной сигнализацией. Через определенные
промежутки времени по магистралям проходили бронепоезда, обстреливавшие
лесные подходы к дорогам. Широко использовались хорошо обученные сторо-
жевые собаки. Стремясь отвести взрывы от паровозов и вагонов, немцы пус-
кали впереди эшелонов пустые платформы. На особо опасных участках пути
замедлялось движение