развлечений.
В армиях других стран НАТО нормативы по устройству полевых лагерей
близки к этим.
Но дело не в нормативах. Выходя на занятия "в поле", разведчики могут
и должны внимательно изучать все встречающиеся на их пути следы: ту-
ристских биваков, привалов охотников, развлекавшихся за городом горожан,
сельских тружеников, рабочих электро- или газосетей и т.д. И, конечно, с
особым вниманием - следы воинских частей и военной техники.
Изучение следов техники
Вид гусеничной боевой техники по следу можно установить довольно лег-
ко, зная ее основные характеристики, в первую очередь ширину колеи и
особенности рисунка отпечатков гусениц, оставленных на почве. Эти данные
для некоторых образцов вооружения и техники НАТО приведены в таблице.
Разведчик-следопыт для измерения этих параметров должен постоянно иметь
с собой рулетку или измерительную ленту.
Труднее определить вид колесной техники по отпечатку следа, так как
одинаковая техника может иметь различные отпечатки шин и наоборот. Вид
колесной техники лучше определять на поворотах, так как именно здесь
видны следы всех ее колес.
При изучении следов необходимо уметь определять вид и количество бое-
вой техники (транспорта), направление движения и давность следа.
Направление движения боевой техники и транспортных средств определя-
ется в основном по характерным признакам оставляемых следов:
- вершины углов в следе протектора шины повышенной проходимости, как
правило, обращены в сторону, противоположную движению;
- грунт под выступом протектора или гусеницы уплотняется несколько
больше в сторону, противоположную направлению движения;
- капли жидкости (масла), упавшие по ходу движения, вытянутыми тонки-
ми концам указывают в сторону движения;
- частицы грунта отбрасываются колесом или гусеницей в сторону, про-
тивоположную направлению движения;
- трава и кустарники приминаются в сторону движения;
- грязь и вода при переезде через лужи, канавы, болота обычно разб-
рызгиваются в стороны и вперед, а в направлении движения остается влаж-
ный след;
- колесная техника на поворотах образует колесами угол расхождения
колеи и угол схождения, причем угол схождения всегда будет направлен в
сторону движения;
- гусеничная техника на повороте образует более широкий след, при
этом уширение следа и выброс грунта идет в сторону, противоположную по-
вороту, а при повороте на месте поперечные борозды, образованные зажатой
(остановленной)