Заруцкий Ф Д, Федор Тарас

Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ

развлечений.

В армиях других стран НАТО нормативы по устройству полевых лагерей

близки к этим.

Но дело не в нормативах. Выходя на занятия "в поле", разведчики могут

и должны внимательно изучать все встречающиеся на их пути следы: ту-

ристских биваков, привалов охотников, развлекавшихся за городом горожан,

сельских тружеников, рабочих электро- или газосетей и т.д. И, конечно, с

особым вниманием - следы воинских частей и военной техники.

Изучение следов техники

Вид гусеничной боевой техники по следу можно установить довольно лег-

ко, зная ее основные характеристики, в первую очередь ширину колеи и

особенности рисунка отпечатков гусениц, оставленных на почве. Эти данные

для некоторых образцов вооружения и техники НАТО приведены в таблице.

Разведчик-следопыт для измерения этих параметров должен постоянно иметь

с собой рулетку или измерительную ленту.

Труднее определить вид колесной техники по отпечатку следа, так как

одинаковая техника может иметь различные отпечатки шин и наоборот. Вид

колесной техники лучше определять на поворотах, так как именно здесь

видны следы всех ее колес.

При изучении следов необходимо уметь определять вид и количество бое-

вой техники (транспорта), направление движения и давность следа.

Направление движения боевой техники и транспортных средств определя-

ется в основном по характерным признакам оставляемых следов:

- вершины углов в следе протектора шины повышенной проходимости, как

правило, обращены в сторону, противоположную движению;

- грунт под выступом протектора или гусеницы уплотняется несколько

больше в сторону, противоположную направлению движения;

- капли жидкости (масла), упавшие по ходу движения, вытянутыми тонки-

ми концам указывают в сторону движения;

- частицы грунта отбрасываются колесом или гусеницей в сторону, про-

тивоположную направлению движения;

- трава и кустарники приминаются в сторону движения;

- грязь и вода при переезде через лужи, канавы, болота обычно разб-

рызгиваются в стороны и вперед, а в направлении движения остается влаж-

ный след;

- колесная техника на поворотах образует колесами угол расхождения

колеи и угол схождения, причем угол схождения всегда будет направлен в

сторону движения;

- гусеничная техника на повороте образует более широкий след, при

этом уширение следа и выброс грунта идет в сторону, противоположную по-

вороту, а при повороте на месте поперечные борозды, образованные зажатой

(остановленной)