ящиков, чемоданов служат опорой в
плотах. Земленосные и обыкновенные мешки, набитые сосновой корой или
другими плавучими средствами используются при индивидуальной переправе
вплавь.
Такие материалы, как солома, сено, камыш идут для набивки плащ-пала-
ток, брезентовых полотнищ, клеенок, используемых в качестве опор в пло-
тах. Сухой камыш и солому вяжут в отдельные пучки с помощью веревок или
проволоки. По внешнему виду пучки похожи на фашину. Подъемная сила соло-
мы и камыша значительна, например, 1 кг ржаной соломы имеет подъемную
силу 3 кг. Недостатком этих переправочных средств является ограничен-
ность их применения. Практика показала, что камыш и солома бывают сухими
лишь летом и осенью, а в другое время года сухой камыш или солому найти
трудно. Кроме того, после 3-4 часов нахождения в воде грузоподъемность
камыша и соломы быстро падает.
Вспомогательные подручные средства - канаты, веревки, тросы, цепи,
гладкая проволока, гвозди, скобы, болты, хомуты, якори и т.д. - служат
для крепления отдельных элементов в плотах и паромах. Без этих средств
нельзя устроить ни одной конструкции для переправы.
Переправа на плотах
Плоты из бревен или брусьев требуют для переноски большого числа раз-
ведчиков и на воде трудноуправляемы. Более пригодными считаются различ-
ного рода лодки, мешки, набиваемые подручным материалом, и плотики из
простейших подручных средств. Однако для переправы разведывательных
групп и больших грузов устраиваются сложные конструкции в виде плотов и
паромов (из бочек и бревен). В холодное время плот (или лодка) может
оказаться единственно приемлемым средством для переправы.
Такие переправочные средства, как плоты и паромы, должны удовлетво-
рять следующим требованиям:
- грузоподъемность переправочного средства должна строго отвечать пе-
реправляемому грузу;
- конструкция должна быть проста, легка и быстро изготовляться из
подручных средств;
- центр тяжести конструкции должен располагаться возможно ниже для
обеспечения большей устойчивости на воде;
- форма переправочного средства должна в плане обеспечивать хорошую
подвижность и легкую управляемость.
Плоты и паромы состоят из опор и верхнего строения. Опоры поддержива-
ют верхнее строение и переправляемый груз на воде, сохраняя его сухим во
время переправы. Верхнее строение лежит на опорах и поддерживает переп-
равляемый груз.
Верхнее строение плотов и паромов устраивается из хвороста, жердей,
досок