улучшить свою эффективность и добиться личного осуществления.
Мы делаем это, быстро подходя к эмоциональной сути развития, к скрытым чувствам и событиям, формирующим и подталкивающим поведение, к препятствиям, побуждающим к чрезмерной защите и личной недооценке, которые уводят нас от той непринужденности, к которой мы стремимся, от естественности существования, являющейся нашим правом по рождению. Это целая наука понимать и справляться с трудностями, делающими нас сильнее, приспосабливать оценочные суждения к жизненным ситуациям.
Первая техника, которую мы используем, — это задание вопросов и раскрытие.
По существу, мы должны знать четыре категории вопросов и как использовать их. Первая категория включает прямые вопросы, которые мы можем ставить тремя способами. Во-первых, есть вопросы, побуждающие к ответу “да” или “нет”. Эти вопросы, как мы уже видели, связаны с законченностью и драматизмом, и их следует использовать именно таким образом, т.е. в решающие моменты: “Что ж, исходя из нашей дискуссии, все сводится к тому, чтобы оставить эту работу, не так ли?”. Но, за исключением особых обстоятельств, когда вы можете рассчитывать на разговорчивость клиента, вопросы с односложными ответами угрожают заморозить беседу. В случае ответов “да” или “нет” не происходит дальнейшего развития.
На вопрос “Вы ладили со своим отцом?” вы можете получить ответ “нет”, и это все. Или вы можете получить ответ “да”, и это все. В этом случае астролог кажется идущим на ощупь, он кажется неподготовленным. [Внимательно прислушайтесь к телевизионным интервью, которые берут опытные ведущие; оцените, как они задают вопросы и почему они задают их; отметьте результаты.]
Вопросы “с незавершенной концовкой” значительно улучшают потенциал ответа. “А что насчет ваших взаимоотношений с отцом?” Или вы можете поставить этот вопрос в повелительном наклонении: “Расскажите мне, пожалуйста, о ваших взаимоотношениях с отцом”.
Помимо вашей упорядоченной схемы подготовки есть и другой момент, чтобы выдвинуть подобный наводящий вопрос: прислушиваясь к выбору слов вашего клиента, вы часто замечаете ключевой момент, когда нужно вмешаться, концентрируя энергию на конкретном слове. Например, ваш клиент говорит: “Вы знаете, я отличаюсь от того, что вы...”. Вы прерываете его: “Простите, почему вы думаете, что вы отличаетесь?”. Ваш клиент может дать приблизительно такой ответ: “Ну, потому что моя семейная обстановка была недостаточно строгой и...”.