сотню лет существования психологии как академической дисциплины и сферы экспериментирования для оценки состояния человека.
На рубеже двадцатого века медицинские и экспериментальные исследования аномального поведения человека (сначала Франца Антона Месмера, а позднее Жана Мартена Шарко) были обогащены философским и духовным пониманием Уильяма Джеймса (ум. 1910 г.). В результате развития понимания месмеризма (гипноза) возникла мысль о существовании “чего-то еще” за сознанием — подсознания.
Потом опытный врач-невролог Зигмунд Фрейд (ум. 1939 г.) отошел от лабораторных исследований и погрузился в исследование самого разума, занимаясь “свободными ассоциациями”, мыслительными цепочками, по-видимому, раскрывающими важную информацию о развитии человека. Он сформировал теорию бессознательного, — отвратительных сил, пытающихся прорваться к внешнему выражению — которая привела к созданию психоаналитического подхода (подавление, невроз, комплексы, защитный механизм, толкование снов и многое другое). Гений Фрейда драматически изменил понимание состояния человека: человек рождается проблематичным и обществу приходится исправлять его.
Швейцарский психиатр Карл-Густав Юнг (ум. 1961 г.) разделял взгляд Фрейда на энергию развития как чисто сексуальную по своей природе. Потом Юнг развил свою собственную “аналитическую психологию”, которая объединила концепции антропологии и парапсихологии в универсальный символизм, представленный в коллективном бессознательном.
Русский физиолог Иван Петрович Павлов (ум. 1936 г.) положил начало учению о бихевиоризме, связав реакцию со стимулом с точки зрения “классического научения”. Оно было развито американским психологом Джоном Уотсоном (ум. 1958 г.). В то же время американские психологи Эдуард Торндайк (ум. 1949 г.) и Беррес Скиннер (ум. 1990 г.) связали вознаграждение и наказание с “оперантным научением” и разработали очень важный “обучающий подход” для понимания поведения.
Абрахам Маслоу (ум. 1970 г.) возглавлял американскую гуманистическую школу психологии. Он отвергал психоанализ Фрейда и различные школы бихевиоризма. Он рассматривал человека как творческое существо, стремящееся к самоактуализации через осуществление потребностей. Для него — в противоположность Фрейду — человек рождается в прекрасной гармонии, а общество угрожает испортить процесс развития человека.
Для гуманистов, находящих поддержку в развитии практики гипнотерапии и гипноза, бессознательное считалось