нас. При таком видении гороскоп вводится в жизнь, так как он связывается с теми паттернами и процессами становления, с которыми мы хорошо знакомы.
Ранние детские годы являются решающими для формирования личности. В этом просто нет никаких сомнений. Недавние, зафиксированные на пленку исследования показывают нам мать, которая с любовью смотрит на своего малыша. Ребенок гукает в восторге от нежных звуков и любящего выражения на лице матери. Когда мать отворачивается от малыша и поворачивается к нему спиной — просто отворачивается без каких-либо перемен в настроении — на лице ребенка внезапно возникает выражение недоумения, потери и, что поразительно, различимой печали, даже страха.
Недостаток или искажение родительского внимания — тем или иным способом, от отсутствия или пассивности до тирании или сексуального оскорбления — драматически влияет на наше осознание собственной ценности. Далее молодой организм ищет способы прояснить свою идентичность. Самое раннее общение моделируется через реакции и модели родителей и братьев/сестер; формируется склад ума, на который сильно влияет образ собственной ценности. Вступающие на арену друзья создают еще один источник личной поддержки или неприятия. Организуется динамика приема-отдачи любви, которой будут следовать паттерны взаимоотношений. Паттерны защитного поведения, борьба с незавершенным делом, управление взаимоотношениями и волны внешних событий — все это обрушивается на развивающуюся личность.
Этот процесс должен сопровождаться трудностями4. Трудности учат нас жить, они стимулируют рост, формируют ценные суждения и укрепляют процесс принятия решений. Индивидуальность — это профиль того, как мы справились с этими трудностями, как сформировали процессы взаимодействия с окружением.
То, что мы можем не помнить трудности развития, не означает, что мы свободны от них; я очень часто наблюдал то, что можно назвать селективной амнезией в отношении больших отрезков раннего развития. Таким способом организм иногда защищает свою чувствительность — это защитный механизм.
Как только осознаются паттерны событий, человек начинает формировать шаблоны оценки, реакции и поведения; чем больше повторяется стимуляция, тем больше нужны шаблоны реакций для надежности и безопасности. Предсказуемость ситуации делает ее как-то более управляемой: мы знаем, чего ожидать, мы знаем, как мы будем управлять ситуацией, оценивать и реагировать, неважно, насколько она плоха. Эти паттерны