у него также есть ряд книг, посвященных техническим приемам.
Эриксон подходил к гипнозу не как к исполняемому ритуалу, а как к способу общения между людьми. В его работах мы снова встречаем ту мысль, которая несколько раз цитировалась в этой книге, что психотерапия — независимо от техники — главным образом основана на межличностном влиянии психотерапевта “вне осознания пациентом всего, что происходило раньше”. Эриксон не имел дело с тем, чтобы помогать людям понять, почему они действуют таким образом, притягивая тот или иной вид жизни; он выходил за пределы причин прямо к корректировке поведения, замене поведения. Через общение и взаимосвязь с пациентами он волшебным образом побуждал разум перестроиться и вызвать изменение. Эриксон не работал с раскрытием, прошлой историей и крайне чувствительным выслушиванием, чтобы подкрепить психотерапевтические директивы; изменение задумывалось и осуществлялось через суггестивный язык и команду-убеждение, а не через формализованное психоаналитическое понимание.
Эриксон не всегда использовал гипнотический транс для общения. Его замечательные технические приемы легко применялись в дискуссии с клиентом без помощи гипноза, другими словами, Эриксон мог достичь подсознания прямо через сознательный разум. И мне хотелось бы добавить, что он делал это возвышенным образом.
Творчески ориентированному астрологу стоит изучить работы Эриксона, чтобы оценить его технику и силу. Мы можем научиться искусству скрупулезного наблюдения и комплексного и искусного общения; мы можем увидеть снова и снова, как нужно общаться с убеждением и длительным смыслом.
Например, когда врач дает вам рецепт — особенно при непосредственном личном контакте — или какие-то пилюли и говорит: “Примите это лекарство прямо сейчас и через 36 часов вы почувствуете себя лучше”, — он объединяет сознательное действие (прием лекарства) с несознательным изменением (улучшение самочувствия). Их объединение усиливает оба действия. Пациент реагирует сознательно, участвуя в процессе, и понимает, что будет реагировать соответствующим образом88.
Это именно то, что стоит за предписанием “посещения могилы” (с. 139): клиент может пойти на могилу сознательно и попрощаться, и ЭТО, как я полагаю, освободит его, т.е. разорвет существовавшую до сих пор связь с отцом. Разрыв связи с отцом — это несознательное действие (иначе оно было бы выполнено раньше), но в связке с посещением могилы оно будет выполнено путем установленного