Мирча Элиаде

ЙОГА: СВОБОДА И БЕССМЕРТИЕ

словами, он не возвращается автоматически к "исходной" ситуации; он восстанавливает первоначальную завершенность, утвердившись в новом и парадоксальном способе бытия – сознании свободы, которое нигде в космосе не существует – ни на уровнях жизни, ни на уровнях "мифологической божественности" (боги, девы), а присутствует лишь в Верховном Существе – Ишваре. Это позволять нам лучше осознать инициационный характер йоги. При инициации человек умирает, чтобы "возродиться", но это новое рождение не является повторением естественного рождения; человек, проходящий инициацию, не возвращается в профанный мир, для которого он уже умер во время инициации, он обретает сакральный мир, соответствующий новому уровню бытия, который недоступен для "естественного" (профанного) уровня существования.

Существует соблазн усмотреть в этом идеале – сознательном завоевании свободы – оправдание, предлагаемое индийской философской мыслью тому казалось бы жестокому и бесполезному факту, что существование человека в этом мире является непрерывным чередованием страдания и отчаяния. Ибо, освобождая себя, человек создает духовное пространство свободы и "привносит" его в космос – в неосознанное и трагически обусловленное существование.

Глава III

ЙОГА И БРАХМАНИЗМ

Аскетика и экстатика в "Ведах"

До настоящего времени мы излагали доктрины и техники йоги в том виде, в котором они были систематизированы и сформулированы в "Йога-сутрах" Патанджали и в комментариях к ним. Но в отличие от других даршан, йога-даршана не является только "философской системой", она оказывает воздействие на весьма значительное число распространенных по всей Индии практик, верований и религиозных движений. И это воздействие можно ощутить в равной степени повсюду – в санскритской литературе, фольклоре и в сохраняемом устной традицией эпосе. Вполне естественно, что эти разнообразные виды йоги не всегда напоминают "классическую" систему Патанджали; чаще всего мы наблюдаем всевозможные разновидности йоги в виде традиционных клише, которые, на протяжении столетий, обрастали все увеличивающимся количеством "народных" верований и практик. И, в конце концов, йога превратилась в характерный индийской духовности аспект. Огромный престиж и повсеместное присутствие поднимают проблему, имеющую большое значение: возможно, Индия не является исторической родиной йоги, возможно, ее создателями были не только индоевропейцы, но также и доарийское население Индии (причем в большей степени)?

Вкратце