Пракрити очень отличается от Шакти, осознанной Божественной Силы, и вместо того, чтобы быть самой Шакти, оказывается орудием Шакти для проявления вселенной. Она – посредник, с помощью которого Божественная Сила может создать бесконечное множество свойств, воспринимающихся пребывающими в проявленной вселенной Монадами. Таким образом, Пракрити есть основа вселенной в объективном аспекте, в то время как ум – это основа вселенной в её субъективном аспекте. Вот что на самом деле имеется ввиду, когда говорят, что Читта и Пракрити скоррелированы.
Здесь мы можем ненадолго остановиться, чтобы вспомнить оккультное учение, согласно которому осязаемая вселенная по сути своей имеет ментальную природу. Умственное восприятие внешнего мира – это чисто ментальное явление, поскольку возникающие в уме различные комбинации свойств, принимаемых в нижних мирах за существующий вне ума осязаемый материальный мир, умом же и воспринимаются. Именно Пракрити или Природа испускает из своего лона бесконечное разнообразие свойств, которые, образуя бесконечное количество сочетаний, составляют тот опыт, через который ум проходит в созданном для его развития мире.
Только после приведения в порядок наших мыслей, касающихся фундаментального вопроса природы ментального восприятия, мы в состоянии двигаться дальше по пути постижения сущности гун, которые возникают из нерасчлененного состояния Пракрити и воспринимаются умом как свойства (качества). Утверждение, что мир, который мы воспринимаем, создан из наших собственных идей и, следовательно, является чисто ментальным по своей природе, – не ново и не есть монополия оккультной философии. Даже на Западе есть философская школа, считающая, что окружающий мир, который мы воспринимаем, по своей природе чисто ментален. Эта философия, которую называют "идеалистической", основана на анализе природы образующих мир объектов. Каждый объект представляется не чем иным, как набором свойств, и считается ненужным признавать наличие физического субстрата для их объяснения. Мы не будем углубляться в эту проблему, скажем только, что оккультная теория, касающаяся природы мира, значительно отличается от данной философской системы не только тем, что глубже проникает в суть проблемы, но и тем, что основывается на опыте, полученном в ходе экспериментов, а не просто в результате философских размышлений.
Давайте начнём с того, что зададимся вопросом: "Какова природа этих свойств, с помощью которых мы воспринимаем окружающие нас