Шри Читрабхану

ОСОЗНАЙ, КТО ТЫ:ДИНАМИКА ДЖАЙНСКОЙ МЕДИТАЦИИ

или внешнее стремление. Поведение следует словам и мыслям, ибо оно – ни что иное, как побочный продукт мысли. Вы, к примеру, можете заставить человека не применять насилия, и он будет сидеть в покое, но внутреннюю суматоху остановить не сможете. Как-то Махавира сказал царю Шренике, что даже он, царь, не сможет заставить одного известного мясника, каждый день убивавшего по 500 буйволов, прекратить убийство. Царь принял такое «пари», пообещав, что остановит процесс убийства на сутки. Послав слуг за мясником, он посадил последнего в корзину и опустил в сухой колодец, где не было ни малейших шансов убить кого-либо. На следующий день царь заявил Махавире, что величайший мясник его царства за истекшие сутки не убил никого. Махавира же, улыбнувшись при таких словах, попросил царя выяснить, чем же занимался этот человек, пока сидел в колодце. Царь, придя к мяснику, передал ему этот вопрос, однако мясник сказал, что даже здесь он убивал быков и объяснил царю, что он делал фигурки животных из глины, лежащей на дне колодца, и разбивал их, приговаривая: «Один убит!», «Второй убит!» и т.д. Так он провёл весь день. «А что ещё я мог делать в этом колодце?» – спросил мясник. Это была игра, но игра эта имела в своей основе эмоцию, так что вышеприведённая история верна и по отношению к жизни в целом. Махавира же сказал царю и прочим собравшимся: «Если вы не измените образ мышления человека, то не измените и образ жизни».

Когда вы изменяете себя внешними мерами, сохраняя при этом прежний образ мысли, никаких реальных перемен не будет. Вот почему не существует более важной вещи, чем медитация. В процессе медитации вы приходите в созвучие с собой, с собственной музыкой, со всем, что вы делаете и о чём думаете. Таким образом, перемены в вашей жизни будут идти изнутри наружу. Любе внешние перемены без внутренних будут временными. Реальный прогресс начнётся лишь тогда, когда вы вернётесь к собственному центру и начнёте наблюдать за собой. Этой цели служат три вида медитации.

Первый из них – наблюдение за мыслями, называемое «плавание по поверхности». Прибегая к аналогии, это можно объяснить так: вы сидите у окна, из которого открывается вид на всю улицу. Понаблюдайте за улицей со своей «площадки». Люди и машины непрерывно появляются и исчезают, всё движется, но вас не беспокоит ничто, поскольку вы просто сидите на таком-то этаже и наблюдаете за улицей. Движение и люди приходят и уходят, но внезапно вы замечаете в толпе знакомого или друга и всё внимание сосредотачивается на