Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ т2

не сильно отличается от предыдущего. "Шивадришти" Сомананды, "Пратьяхбхиджня-сутра" Утпалы и работы Абхинавагупты поддерживают не-дуализм47.

Из них последний представлялся Мадхаве наиболее важным, так как он подводит другие два под этот род идеализма48, а сторонники этой доктрины также утверждали, что все другие системы были предварительными ступенями для данной системы49.

Только реальность вселенной есть Шива, который представляет собой бесконечное сознание и неограниченную самостоятельность. Он обладает множеством других черт, как например, вездесущность, вечность, бесформенность, хотя самостоятельность (сваччханда) свойственна только ему.

Шива является как субъектом, так и объектом, обладающим опытом, а также и данным в опыте50.

"Так же как сознание, на которое весь этот результирующий мир опирается и откуда последний следует, он является свободным по своей природе и не может быть в чем-либо ограниченным. Так же как он движется в различных состояниях пробуждения, сна и т.д., отождествляясь с ними, он никогда не лишается своей истинной природы познающего"51.

В стиле адвайта-веданты говорится:

"То, в чем нет ни удовольствия, ни боли, что не является познающим или познаваемым и в чем не имеется, с другой стороны, бессознательности, единственно реально существует"52.

Реальность субъекта не требует доказательства, так как всякое доказательство предполагает его53. Все прочее для Шивы является ничем. Мир существует в пределах сознания, хотя и кажется, что он вне его.

"Властелин форм читты (интеллекта), испытывая влияние желания, является причиной того, что вся сумма объектов сияет так, как если бы они существовали вовне, хотя и без субстрата, как йоги"54.

Существование побуждающей причины, такой, как карма, или материальной причины, как пракрити, для творения мира является недопустимым.

Майя также не является признаком, который создает иллюзорные формы. Бог абсолютно независим и творит все, что существует, просто силою своей воли. Он производит мир, выявляя его в себе, как если бы он был отличным от него, хотя и не так реально, а скорее так, как объекты отражаются в зеркале. Бог так же не затронут действием объектов своего творения, как зеркало – образами, отраженными в нем. Благодаря своей собственной чудесной силе (Шакти), присущей ему, бог проявляется в форме духов и образует объекты для их восприятий.

Только действительность является неограниченным чистым я, единственным и исключительным субстратом вселенной, активность которого (спанда,