Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ т2

он удостаивает всем добром. Великий бог не знает никакого отвращения"27.

Шиваитский святой стремится видеть бога. Маниктвасагар поет:

"Совсем сбрасывать оковы этого грешного тела; вступать в жилище Шивы;

Видеть чудесный свет, дающий радость этим глазам.

О бесконечный несравненный!

Собрание твоих святых.

О отец, смотри, душа твоего слуги истомлена"28.

Сознание греха сильно переживается, и некоторые святые произносят в плаче, что их грехи лишают их общения с богом29. Набожность шиваитов более истинна и мужественна, чем та, которая имеется у вишнуистов.

"Тирувасагам"30 описывает в чудесных гимнах освобождение души от оков невежества и страсти и движение ее к свободе света и любви, описывает ее первое пробуждение, ее веселье и экзальтацию, своенравность и уныние, борьбу и волнение, мир и радость единения. В интуиции бога различение познающего, познания и познанного, говорят, исчезает31. Во всяком случае, в ранней форме шиваизма существовал дух терпимости.

"Какой бы ни был бог вашей веры, точно так же, как если бы он был Шивой, он появится. Он, кто стоит над всем этим, поймет вашу истинную веру и проявит к вам милосердие"32.

Гуру, или учитель, принимает важное участие в деле освобождения. Истинный гуру тот, кто участвует в конечном рождении души, и говорят, что сам Шива живет в гуру, глядя любовно на ученика глазами гуру33. Нет никаких воплощений Шивы, хотя он появляется обычно, чтобы подвергнуть испытанию бхакти верующих или привести их к истине.

Но Шива не рожден, у него нет также никакого жизненного человеческого пути. Настойчиво утверждаются этические добродетели. Сиддхияр говорит: "Нет никакой любви к богу у тех, у кого нет никакой любви ко всему человечеству"34. Хотя закон кармы нерушим, выбор души не ограничен. Бог всегда готов помочь усилиям человека. Карма и джняна совместно доставляют освобождение35. Ограничения касты теряют свою суровость во всяком истинном теизме. Хотя Маниктвасагар не занимает позиции, открыто направленной против кастовых правил, позднейшие шиваты Паттанатху Пиллаи, Капилар и поэт телугу Вамана критикуют кастовые ограничения. Тирамулар считает, что была только одна каста, точно так же как имелся лишь один бог36. Реформистское движение Басавы (середина XII столетия) характеризовалось его выступлением против верховенства брахманов, хотя и сам Басава был брахманом37.

Эта секта не придерживалась гипотезы перевоплощения. Говорили, что после разрушения души индивид становится Шивой38, то есть достигает совершенства, сходного