(1000 год н.э.), имеют общее название "Тиримураи". Первая часть, известная как "Деварам", содержит гимны Самбандара, Аппара и Синдарара; в других частях наиболее важным является "Тирувасагам" Маниккавасагара. "Периапуранам" Секкирса (XI столетие), в которой описывается жизнь шестидесяти трех шиваитских святых, содержит некоторые ценные сведения. "Сиваджнянабодхам" Мейкандера (XIII столетие), которая рассматривается как продолжение двенадцати стихотворений "Раурава агамы", является стандартным изложением взглядов Шайва сиддханты. Арулнанди Шивачарья, первый из сорока девяти учеников Мейкандера, является автором значительного произведения "Шиваджяянасиддхияр". Из работ Умапати (XIV столетие) хорошо известны "Шивапракашам", "Тирарулпаян". Шайва сиддханта основывается на двойной традиции – вед и агам6, и систематическое примирение обоих было предпринято Нилакантхой (XIV столетие н.э.)7, который написал комментарии на "Брахма-сутру", интерпретируя эту систему в свете шиваитской системы.
Он принимает в основном точку зрения Рамануджи и возражает против абсолютного отождествления или абсолютного разделения бога, с одной стороны, и душ и мира – с другой8. Верховное – это Шива со своей женой Амбою, обладающей сознательной и бессознательной сущностью. Большую ценность представляют комментарии Аппая Дикшиты под названием "Шиваркаманидипика".
III. ДОКТРИНЫ
Высшая реальность называется Шивой и рассматривается как нечто безначальное, беспричинное, лишенное недостатков, делающее все и всезнающее, как то, что освобождает индивидуальную душу от сковывающих ее уз. Формула саччидананда истолковывается как что-то включающее восемь атрибутов: самосуществование, существенную чистоту, интуитивную мудрость, безграничный ум, свободу от всех оков, безграничное изящество или любовь, всемогущество и безграничное блаженство.
Упоминаются некоторые доказательства существования бога. Мир подвержен изменению. Его материальная причина, пракрити, бессознательна так же, как и плоть, и не может превратить себя в мир. Развитие не вызывается элементами, которые лишены разума. Карма в такой же мере ничего не дает. Кала, или время, согласно Мейкандеру, неизменно, хотя наблюдателю оно кажется изменчивым9. Оно – условие для всех действий, но само по себе не является активной, действующей силой. Но если непосредственной причиной является бог, то его независимость и совершенство, вероятно, могут вступить в компромисс. Поэтому можно сказать, что бог действует через свою шакти,