Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ т2

мыслителей веданты и санкхьи. Их название указывает на то, что они предназначены сохранять древние (purana) предания. Все они теистичны по своему характеру и признают различия материи, души и бога. Концепция тримурти приобретает выдающееся значение, хотя каждая пурана заинтересована в подчеркивании превосходства одного особенного аспекта, Вишну или Шивы. В пуране, которая настаивает на превосходстве Вишну, Шива и Брахма поклоняются Вишну и даже провозглашают, что те, кто поклоняется Вишну, дороги им8. Согласно "Бхагавата-пуране", Шива говорит Прачетасу: "Дорог мне тот, кто отдал себя Вишну"9. Бог – единственный источник, опора и предел мира10. Пураны приписывают верховному божеству, как бы оно ни называлось, все возможные совершенства.

"Кто может описать того, к кому нельзя приблизиться чувством, кто является наилучшим из всего, верховной душой, самосущим, у кого нет никакой отличающей его внешности, касты и т.п., кто свободен от рождения от всяких превратностей, от смерти, разложения или роста, кто вечен и одинок, кто существует везде, и в ком существуют все предметы, и кто поэтому называется Васудэвой"11.

Данные санкхьи о пракрити и ее развитии принимаются с той оговоркой, что пракрити действует в соответствии с волей верховного духа. Пракрити иногда обожествляется как любящая супруга бога-отца. В начале третьей главы "Вишну-пураны" Майтрея спрашивает Паришану, "каким образом творческая деятельность саргадикартритвам может быть приписана чистому Брахману", и дается ответ, что весь мир – в нем, как весь жар находится в огне12. Пураны допускают реальность мира и ссылаются на концепцию майи лишь для того, чтобы осудить ее13.

В религии мы находим явный отход от ведийского культа, состоящего из молитв и жертвоприношений, в сторону поклонения идолам и бхакти. Этика пуран не отличается от традиционной этики. Она принимает доктрину кармы и перевоплощения и возможность освобождения посредством добродетели и мудрости. Преданность богу, а не согласие с догмой является сущностью бхакти, которая рассматривается как самое эффективное средство в этот калийский век14. Бхакти может подниматься к вершинам; нет ничего невозможного для него15. Мать советует Дхруве быть порядочным, благочестивым, приветливым и жаждущим сеять добро всему живому16.

"Познай его, верующего в Вишну, никогда не уклоняющегося от обязанностей своей касты, одинаково смотрящего на друга и врага, не берущего ничего чужого, не причиняющего вреда живому и обладающего безупречной памятью"17.

Общество